Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Статьи

Прочитано: 1785
Развитие страхования экологических рисков в России

Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как крайне тяжелое. Вследствие интенсивной производственной деятельности и достаточно либерального законодательства площадь территорий с острой экологической ситуацией резко возросло. И по сей день большое количество предприятий всех отраслей народного хозяйства продолжают загрязнять окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.  Количество аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды в Российской Федерации на душевой объем производства ВВП в несколько раз больше, чем в развитых странах, а масштабы ущерба, как правило, превосходят зарубежные. С переходом на рыночные экономические отношения количество аварий в нашей стране ежегодно растет вследствие увеличения степени износа оборудования, снижения общей производственной дисциплины, низкого качества ремонтных работ и в целом в результате общей либерализации законодательства.

          Одним из путей возмещения ущерба, причиненного природным объектам, является введение и развитие института платности природопользования. Суть данного института заключается в том, что предприятия и организации, деятельность которых в той или иной степени связана с использованием природных объектов, производят ежегодные платежи, направляемые государству на компенсацию вреда и восстановление окружающей природной среды.

         Однако институт платности природопользования рассчитан прежде всего на компенсацию вреда, причиненного окружающей среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб природной среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Защиту от непредвиденных и чрезвычайных событий, в т.ч. и экологического риска, во всем мире берут на себя страховые компании. Так, с целью расширения круга страхования экологической ответственности и повышения максимальных страховых сумм в 1979 г. начали создаваться специальные пулы. Такие пулы созданы в Японии, Франции, Нидерландах, Швеции и Великобритании.

         Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

         Система экологического страхования включает в себя следующие отрасли (перечислены в порядке убывания показателя доли каждой отрасли страхования в общем объеме поступлений по страхованию экологических рисков):

1) страхование ответственности, например, ответственности предприятий и учреждений, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей природной среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и др. Страхование ответственности проводится наиболее часто и дает основную часть сборов по экологическому страхованию, т.к. здесь налицо имущественный интерес не только получателя страхового возмещения - выгодоприобретателя, но и предприятия-страхователя (т.к. в противном случае, если риск ответственности не застрахован, обязанность возмещать ущерб может быть возложена на предприятие как на причинителя вреда)

2) имущественное страхование, например, страхование земельных объектов на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы

3) личное страхование граждан, например, страхование жизни и здоровья работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности.

         Наряду со страхованием за загрязнение окружающей среды в рамках общегражданской ответственности и специальными пулами, резервирование средств на возмещение ущерба от аварийного загрязнения осуществляется в развитых странах путем взаимного страхования предприятия (создание объединенных страховых фондов) или путем организации собственных резервных фондов (при этом компании отказываются от услуг страховых обществ).

          С переходом на рыночные условия хозяйствования потребность в экологическом страховании возникла и в России. На территории нашей страны, где расположены многочисленные промышленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может и должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды. Тем не менее, в нашей стране как добровольное, так и государственное экологическое страхование от аварийного загрязнения окружающей среды реализуется крайне медленно и с большими трудностями. Данный вид страхования необходим как превентивная мера по снижению загрязнения и экологическому контролю за окружающей средой, но и прежде всего, как источник привлечения негосударственных финансов в охрану окружающей среды.

         Поиск дополнительных финансовых ресурсов для предотвращения и снижения последствий экологических загрязнений весьма актуальны вопрос в связи с тем, что объем бюджетных и внебюджетных источников финансирования природоохранных мероприятий крайне лимитирован. При этом крайне увеличивается роль страховых обществ, которые должны обеспечить защиту интересов субъектов рынка экологического страхования.

         В настоящее время в Российской Федерации заложены правовые основы экологического страхования. Однако в настоящее время недостаточно разработана нормативно-методическая документация обязательного государственного страхования. Необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в природоохранной сфере и в сфере рационального природопользования применительно к условиям рыночной экономики, а также выполнение международных обязательств Российской Федерации и гармонизации российского природоохранного законодательства с международной практикой. Для этого необходимо:

1) ускорить разработку и утверждение методических документов по определению размера вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности в результате аварий;

2) подготовить предложения по экономическому стимулированию предприятий, осуществляющих добровольное страхование и инвестирующих в ресурсосберегающие и экологически чистые технологии и природоохранные мероприятия;

3) подготовить предложения по введению налоговых, кредитных и других льгот для страхователей, добровольно страхующих свою ответственность за вред, причиненный окружающей среде, а также для страховых компаний, инвестирующих часть своей прибыли в природоохранные мероприятия на территориях субъектов Российской Федерации.

         Таким образом, экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности финансов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является достаточно надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития. Для создания подобного механизма необходимо усилие не только государства, но и страховых обществ.

Литература

  1. Нецветаев А.Г., Жилкина М.С. Экологическое страхование – надежный инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды// «Юридический мир», № 9 – 1999 г., с. 8-15
  2. Л.В. Степичева Об основных результатах запроса комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии по сбору статистической информации в целях разработки федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aekos.ru/documents/statistical/1
Вернуться в раздел статьи
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх