Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Статьи

Прочитано: 2923
Новый технический регламент подготовлен Ростехнадзором
2 октября 2009 года Правительством Российской Федерации Постановлением № 782 утвержден новый технический регламент «О безопасности лифтов». Он вступит в силу через 12 месяцев после публикации – что необходимо успеть за это время производителям, собственникам лифтов и самим законотворцам, чтобы техрегламент не стал «холостым выстрелом», а заработал в полную силу?

Всоответствии с правительственным постановлением, действие данного технического регламента распространяется на все лифты и устройства их безопасности (буфер, замок двери шахты, ловители и ограничители скорости) на территории РФ. Исключением являются лишь подъемники, установленные в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и других плавучих средствах, на платформах разведки и бурения в море, а также самолетах и прочих летательных аппаратах.

По новым правилам, каждый лифт обязательно должен быть оборудован особыми устройствами для быстрой эвакуации людей в случае аварийной остановки, а также современной системой вентиляции и генератором для бесперебойного освещения даже в случае неполадок в общей системе электроснабжения. Пол, стены и потолок купе подъемника в обязательном порядке будут изготавливаться из особо прочных материалов, снижающих риск намеренного повреждения или поджигания – любителям оставлять в лифтах свои «автографы» теперь придется поискать для этого более подходящее место.

Разработчики документа подумали об инвалидах: новые подъемники должны конструироваться так, чтобы в них могли свободно проходить инвалидные коляски, а в кабине были удобные поручни. Кроме того, в техническом регламенте содержится требование об оснащении кабин «тревожными кнопками» – хотя и не оговаривается скорость и порядок оказания помощи.

И подъемник, и устройства его безопасности подлежат обязательной сертификации, а сам лифт – еще и учету в органах государственного контроля. Механизмы, изготовленные до 1992 года, должны будут проходить экспертизу на соответствие общим требованиям безопасности каждые пять лет, а более «молодые» – каждые семь лет.

Представители бизнеса и правительственные чиновники внимательно изучили принятый регламент, и каждый увидел в нем что-то свое:

– С точки зрения технологических требований к производителям современных качественных лифтов этот документ безупречен, – сказал Владислав Герасимович, член экспертного совета «лифтовой секции» Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. – В нем подробно прописаны параметры скорости, грузоподъемности и пожароустойчивости, которыми должен обладать идеальный подъемник. А вот организационная часть регламента «хромает». В частности, непонятно, кто в итоге будет отвечать за обслуживание лифтов: эксплуатационники, ремонтники или собственники? Для того чтобы документ заработал на практике, предстоит внести изменения в некоторые законодательные нормы, например в Жилищный кодекс, – благо для этого есть еще год.

Директор департамента государственной политики и регулирования в области технологической и атомной безопасности Минприроды России Денис Брюнин прежде всего обратил внимание, что документ устанавливает максимальный срок эксплуатации лифтов:

Технический регламент запрещает эксплуатацию лифта после истечения срока службы, указанного в его паспорте, а при отсутствии подобных сведений срок его эксплуатации не должен превышать 25 лет с момента первого запуска.

– Новый регламент должен заменить собой старые советские ГОСТы, которые разрабатывались для прежних типов домов, условий эксплуатации, старых материалов, – в свою очередь считает ведущий эксперт управляющей компании «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Документ учитывает множество современных реалий. Например, сейчас активно развивается высотное строительство, нагрузка на лифты увеличилась. Появились новые материалы, которые могут быть использованы в производстве лифтов, возросли требования к пожарной безопасности. В то же время новый тех-регламент не будет жестко ограничивать производителей, эксплуатационников и ремонтников лифтов, а даст им определенную свободу при соблюдении минимально необходимых требований регламента. Это позволит и выпускать разные модели лифтов, и эксплуатировать их в разных режимах и в разное время.

Помимо этого, в тексте постановления № 782 разъясняется дальнейший порядок работы властных структур в свете принятия документа «О безопасности лифтов».

Во-первых, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено:

■ подготовить перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента, а также осуществления оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента – как минимум за полгода до его вступления в действие;

■ подготовить правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе критерии отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента, а также осуществления оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента – не позднее чем за пять месяцев.

Во-вторых, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено не позднее чем за шесть месяцев до дня вступления в силу технического регламента утвердить перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований, изложенных в документе.

В-третьих, Министерство природных ресурсов и экологии РФ совместно с Федеральной таможенной службой и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти получили задание подготовить списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории России, и представить их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации не позднее чем за четыре месяца до дня вступления в силу технического регламента.

Государственный контроль соблюдения требований, изложенных в данном документе, возложен на специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Эдуард СПИВАК, генеральный директор ООО «Уральский инженерный центр «Союзлифтмонтаж», президент ОАО «АЛСУ» (Екатеринбург):

Технический регламент «о безопасности лифтов» вышел очень вовремя. Жаль только, что он вступит в силу еще не скоро. Хотя в тексте есть один непонятный момент: совершенно не прописано, к какой инфраструктуре теперь будут относиться лифты, элеваторы, тралаваторы – к городской администрации, к собственникам жилья, к управляющей компании? кто будет отвечать за их состояние? думаю, найдутся на Урале патриоты лифтового бизнеса, которым небезразлична судьба пассажиров вертикального транспорта, и они внесут свои соображения по применению технического регламента «о безопасности лифтов» в жизни лифтового хозяйства страны.
Вернуться в раздел статьи
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх