+7 (499) 281-63-40
+7 (843) 202-35-33

№ 193 от 21.06.1999 "Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов. ГОСТ Р 1.11-99"

МЕНЮ

1. Область применения


Настоящий стандарт устанавливает организацию, порядок проведения и задачи метрологической экспертизы проектов государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также проектов межгосударственных стандартов (ГОСТ), разрабатываемых ТК и МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию.

2. Нормативные ссылки


(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 10.07.2003 N 242-ст)
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.417-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ Р 1.8-2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации
ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-3-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 3. Промежуточные показатели прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-4-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 4. Основные методы определения правильности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-5-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 5. Альтернативные методы определения прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6. Использование значений точности на практике.

3. Общие положения


3.1. Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят с целью обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и требований нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов.
3.2. Метрологической экспертизе подлежат проекты государственных стандартов на продукцию и услуги, на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты государственных стандартов, в которых регламентированы:
- требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля;
- требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
- методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
- данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
- применение стандартных образцов веществ и материалов;
- методики поверки (калибровки) средств измерений.

4. Порядок проведения метрологической экспертизы


4.1. Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов организуют технические комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
4.2. МТК (МПК) и ТК (ПК) определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с заданиями программ государственной стандартизации. При необходимости проект стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций (нескольким экспертам). При МТК (МПК) или ТК (ПК) может быть создана рабочая группа экспертов.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Предпочтительной является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта (см. также ГОСТ Р 1.8-2002, п. 4.2.3). При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Метрологическую экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют государственные научные метрологические центры и специалисты аккредитованных метрологических служб организаций и предприятий, в области аккредитации которых предусмотрено проведение аттестации методик выполнения измерений этого назначения.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу не направляют.
4.3. Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению, а также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций.
4.4. При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами ГОСТ Р ИСО 5725-1 - ГОСТ Р ИСО 5725-6, ГОСТ Р 8.563; государственными стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
4.5. Результаты метрологической экспертизы излагают в экспертном заключении на проект стандарта.
4.6. В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
4.7. ТК, МТК (ПК, МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу.
4.8. Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной записки отражает учет результатов метрологической экспертизы.
4.9. Затраты на метрологическую экспертизу могут быть включены в затраты на разработку стандарта.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)

5. Основные задачи и содержание метрологической экспертизы


5.1. При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563 (раздел 7), требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования.
При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов, регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также [1].
(п. 5.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
5.2. В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание:
- рациональности номенклатуры измеряемых параметров;
- оптимальности требований к погрешности измерений;
- полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
- соответствия погрешности измерений и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
- контролепригодности изделия (измерительной системы);
- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;
- правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.
Методы анализа и оценивание указанных характеристик приведены в Приложении А.

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 21 июня 1999 г. N 193
comments powered by HyperComments
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх
Нажимая кнопку «Заказать звонок», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных
Нажимая кнопку «Расчитать», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных