Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Новости по промышленной и пожарной безопасности

Прочитано: 743
Под руководством Министра Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу прошло заседание Коллегии
   На заседании Коллегии, которая прошла в МЧС России, обсуждались вопросы технического регулировании в области пожарной безопасности в Российской Федерации и совершенствования деятельности учебных центров федеральной противопожарной службы. По первому вопросу Директор департамента надзорной деятельности Юрий Дешевых отметил, что поскольку с момента вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» практически истек год, можно подвести некоторые итоги реализации положений этого документа. Работа, проведенная подразделениями МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, позволила более эффективно проводить государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности. В первую очередь принятие Технического регламента явилось важнейшим звеном в работе по снятию избыточных административных и технических барьеров. Более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащиеся в 2 000 документах обязательного исполнения, трансформированы в один Федеральный закон, содержащий 1,5 тысячи требований, и чуть более 200 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения. Таким образом, количество нормативных документов сокращено почти в 10 раз. С принятием Технического регламента Российская законодательная и нормативная правовая база приведена в соответствие с его положениями. Если говорить языком цифр, то в настоящее время в развитие этого документа внесены изменения в три федеральных закона - «О пожарной безопасности», Уголовный и Административный кодексы. Кроме того, подготовлены и введены в действие семь правительственных нормативных правовых актов. Изданы и прошли государственную регистрацию в Минюсте России ряд приказов МЧС России. «На сегодняшний день мы уже имеем первые результаты применения этого основополагающего законодательного акта в области пожарной безопасности», - отметил Юрий Дешевых. Техническим регламентом введен ряд новаций. В частности - это требование по размещению пожарных депо в зависимости от времени прибытия первых подразделений к месту пожара. Реализуя данную норму, построено свыше 300 объектов пожарной охраны. Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов возросло до 70%. Законодательное оформление требований пожарной безопасности об оборудовании автоматическими установками противопожарной защиты объектов различного назначения резко увеличили темпы этой работы на объектах экономики и социальной сферы. Так количество учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей с отсутствием или неисправностью систем автоматической пожарной сигнализации сократилось на 72% (с 1557 до 436), систем оповещения людей при пожаре - на 64% (с 1161 до 418), с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации - на 58% (с 1793 до 753). Почти в 3 раза (с 926 до 2685) увеличилось количество учреждений, в которых сигнал о срабатывании пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны. В подтверждение этих цифр есть ряд противоположных примеров, когда успешная работа средств противопожарной защиты предотвратила гибель десятка и сотен человек. Например: 22 февраля 2010 г. в детском доме №2 г. Владивостока в автоматическом режиме сработала пожарная сигнализация. Эвакуация людей из здания началась до прибытия подразделений пожарной охраны, всего эвакуировано 96 воспитанников и 7 человек обслуживающего персонала. К сожалению, здание огнем уничтожено полностью. 4 марта 2010 г. произошел пожар в здании детской музыкальной школы, в п. Батагай Республики Саха (Якутия). Система противопожарной защиты выполнила свои функции. В результате этого из здания эвакуировано 28 человек. Персонал учебного заведения при пожаре действовал согласно инструкции – приступил к тушению пожара первичными средствами. Пострадавших и погибших нет. 30 марта 2010 г. поступило сообщение о пожаре в специальной коррекционной школе-интернат в г. Вязники Владимирской области. В результате эффективной работы систем обнаружения и оповещения людей и действий обслуживающего персонала удалось избежать тяжелых последствий. Эвакуировано 159 человек, из них 113 детей. В целом, за прошлый год спасено более 1,5 тысяч человек. На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и его персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей. Это важнейшее положение. Сегодня декларации подали около 200 тысяч собственников (это более 40 % от общего числа объектов защиты). Таким образом, 200 тысяч лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, владеют информацией о противопожарном состоянии объекта и о мерах, которые необходимо дополнительно принять. Однако, в обществе складывалось неоднозначное отношение к этой форме подтверждения соответствия. «Ее задача - ознакомить руководителя организации или собственника с существующими требованиями пожарной безопасности, применительно к его объекту и осознано их выполнять», подчеркнул директор Департамента надзорной деятельности МЧС России. К 1 мая 2010 года показатель подачи деклараций должен составлять 100 %. Со стороны Департамента надзорной деятельности установлен постоянный контроль за ходом данного процесса. Высокие темпы регистрации деклараций наблюдаются в Южном, Дальневосточном и Центральном региональных центрах. Показатели достигают 60 %. Разъяснительная работа по вопросам применения Технического регламента и проблемам декларирования велась в течение всего прошлого года. В федеральных округах совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей проведены межрегиональные конференции в целях разъяснения требований Технического регламента. Во всех субъектах Российской Федерации состоялись аналогичные конференции и совещания с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, других региональных структур и руководителями предприятий. Откорректированы учебные программы образовательных учреждений МЧС России. Всего обучено около миллиона должностных лиц различных предприятий и организаций. Применение Технического регламента позволило выявить необходимость дальнейшей корректировки правового поля, определяющего порядок осуществления надзорной деятельности. Сегодня законодательство, защищающее юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора, определяет взаимоотношения между этими субъектами права. Что касается вопросов контроля за обеспечением пожарной безопасности, то существующая схема не в полном объеме позволяет произвести оценку противопожарного состояния объекта. Примером может служить 63-этажная башня «Федерация» Московского международного делового центра «Москва - Сити». На первых ее этажах размещаются восемь различных организаций, владеющих на законных основаниях частью площадей. Следующие этажи занимают офисы Внешторгбанка, а на последних этажах располагаются апартаменты, предназначенные для проживания людей. Следуя букве закона, инспекторы государственного пожарного надзора раз в три года должны проверять исключительно собственника, а не объект. Получается, что проверив первые этажи, инспектор не имеет право проверить вышележащие и наоборот. Учитывая, что элементы системы обеспечения противопожарной защиты данного здания общие для всех этажей, и они охватывают весь объект, то их нарушение в любой точке влияет на противопожарное состояние в целом. Скоординировать в рамках действующего законодательства единовременную проверку всех помещений такого здания не возможно. В настоящее время МЧС России готовит соответствующие предложения по корректировке законодательства. Более четкие и конкретные формулировки требований пожарной безопасности, изложенные в Техническом регламенте, позволяют результативно использовать предоставленные пожарному надзору полномочия по пресечению нарушений. По итогам прошлого года количество поддержанных судами предлагаемых решений о временной приостановке эксплуатации объектов составило 62,1% от общего их числа. Напомню, что совсем недавно этот показатель равнялся всего 37,3%. К сожалению, в работе по подготовке Технического регламента не удалось избежать недочетов. В настоящее время первоочередными задачами технического регулирования в области пожарной безопасности является в первую очередь - сопровождение процесса согласования законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На сегодняшний день он прошел установленную законодательством процедуру публичного обсуждения. Подготовленную по результатам публичного обсуждения, а также с учетом предложений созданной в МЧС России рабочей группы редакцию законопроекта планируется рассмотреть во 2-ом квартале этого года на заседании комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства. Технический регламент в новой редакции в целом должен более широко и универсально предъявить требования пожарной безопасности к объектам защиты. Поэтому все жесткие, фиксированные параметры, установленные Федеральным законом, будут вынесены в своды правил добровольного применения, что позволит обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию и в полной мере достигнуть соответствия принципам технического регулирования. Изменения затронут требования к противопожарным расстояниям и расходам воды на противопожарные нужды. Более четко будет очерчена сфера применения регламента к объектам защиты при проведении на них реконструкции, капитального ремонта и перевооружения. Кардинально переработаны положения, касающиеся противодымной защиты. Уточнен круг лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Вводится требование для объектов социальной защиты, детских учреждений с круглосуточным пребыванием людей об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Таким образом, полностью исключено из регламента 37 требований, при этом 15 уточняющих положений введено вновь, по 38-ми требованиям предложена новая редакция. Второе - это корректировка сводов правил и разработка дополнительных нормативных документов по пожарной безопасности, чьи требования ориентированы на объект. В настоящее время имеются проекты шести сводов правил для зданий образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных заправочных станций и сливоналивных эстакад. Проекты проходят согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Третье. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 300-р внесены изменения в Программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р. Это сделано с целью формирования Единого экономического пространства Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Данной программой предусмотрена разработка технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Однако, мы уже имеем такой документ, который прошел практическую апробацию на территории Российской Федерации. Поэтому предлагается провести работу, по заключению международных соглашений между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о признании Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве международного документа, регламентирующего вопросы пожарной безопасности. Также на заседании коллегии обсуждался вопрос совершенствования деятельности и развития учебных центров федеральной противопожарной службы. Система подготовки кадров МЧС России включает в себя 24 образовательных учреждения дополнительного профессионального образования учебных центров ФПС. Учебные центры ежегодно готовят для МЧС России 29 000 специалистов при потребности в 41 000 человек. Кроме того, для других видов пожарной охраны готовится еще 21 000 человек. В целях повышения уровня учебных центров ФПС до современных образовательных учреждений дополнительного образования, способных обеспечить качественное обучение всех категорий личного состава МЧС России в соответствии с потребностью, предлагается: 1. Создать современную материально-техническую базу. 2. Изменить подходы к подбору, назначению и подготовке командно-преподавательского состава с учетом образования и опыта практической работы. 3. Внедрить в учебный процесс современные образовательные и информационные технологии, обучающие программы, тренажерные комплексы подготовки специалистов. 4. Обеспечить практическую направленность учебного процесса. В целях реализации указанных мер предложено: 1. До 1 июля сего года завершить разработку совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями МЧС России Программу развития учебных центров ФПС до 2013 года и приступить к ее практической реализации. 2. Определить в каждом региональном центре МЧС России базовый учебный центр, в котором дополнительно развернуть подготовку должностных лиц и специалистов ГО территориальных органов МЧС России и РСЧС, инспекторов ГИМС и специалистов финансового, правового, тылового, кадрового и других видов обеспечения деятельности МЧС России. 3. Оптимизировать штатную структуру учебных центров ФПС с учетом потребности в подготовке кадров для региональных центров МЧС России и их полной загруженности. 4. Пересмотреть порядок финансирования проживания обучаемых в общежитиях учебных центров, а также финансирования расходов, направляемых в учебные центры ФПС по статьям боевой подготовки и вопросы организации в них внебюджетной деятельности. 5. Привести нормы материально-технического обеспечения учебных центров в соответствие с современными требованиями. 6. Разработать и утвердить новую программу подготовки по профессии «пожарный-спасатель» и организовать с 2011 года подготовку специалистов. 7. Рекомендовать рассмотреть на коллегиях территориальных органов МЧС России вопрос подготовки кадров, состояния дел в учебных центрах и региональные программы их развития. 8. Оптимизировать структуру управления учебными центрами ФПС. Реализация предлагаемых мер позволит создать сеть учебных центров ФПС, отвечающих современным требованиям и организовать подготовку кадров МЧС России по программам дополнительного профессионального образования.
Вернуться в раздел новостей
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх