Выберите регион: Москва Казань
Мы решим ваши проблемы по экологии и промышленной безопасности

Приказ № 37 от 14.04.2003 "Инструкция по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии. РД-03-33-2003"

МЕНЮ
 Приказ Госатомнадзора РФ от 14.04.2003 N 37
"Об утверждении и введении в действие Инструкции по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии"


Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2003 года прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии (РД-03-33-2003).

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ



ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ РАБОТАМИ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ. РД-03-33-2003

I. Общие положения


1. Инструкция по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии (далее - Инструкция) устанавливает требования к организации и осуществлению надзора за деятельностью организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям (далее - организации) при выполнении строительно-монтажных работ <*> на ядерных установках (кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных средств), радиационных источниках, пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищах радиоактивных отходов (далее - ОИАЭ).
--------------------------------
<*> Строительно-монтажные работы - комплекс видов работ по строительству, включающий общестроительные работы, монтаж технологического оборудования и трубопроводов, монтаж электротехнических устройств и систем автоматизации.

2. Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
3. Инструкция обязательна для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ.
4. Инструкция может быть использована при организации и осуществлении надзора за деятельностью организаций по выполнению ремонтных и наладочных работ при модернизации, реконструкции и ремонте ОИАЭ.

II. Общие вопросы организации и осуществления надзора


5. При организации надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.
6. Предметами надзора за выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ являются:
а) соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ;
б) соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ;
в) обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов и рабочих, выполняющих строительно-монтажные работы;
г) выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии.
7. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора за строительно-монтажными работами являются:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы, устанавливающие требования к качеству строительно-монтажных работ;
- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии;
- постановления, приказы и указания Госатомнадзора России;
- руководящие документы Госатомнадзора России.
Перечень документов, рекомендуемых для применения при осуществлении надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ, приведен в Приложении к Инструкции.
8. Деятельность по осуществлению надзора за строительно-монтажными работами на ОИАЭ включает:
а) получение от организаций информации об обеспечении качества при выполнении строительно-монтажных работ и ее анализ;
б) проведение инспекций деятельности организаций и анализ их результатов;
в) применение санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Госатомнадзора России;
г) проверку в организациях соблюдения установленного порядка подготовки и проверки знаний норм и правил у специалистов, допуска специалистов к работе, наличие у них соответствующих документов, а также участие в работе комиссии организации по проверке знаний норм и правил у руководителей и специалистов этих организаций;
д) проверку в организациях соблюдения требований норм и правил при аттестации рабочих и специалистов, а также аттестации технологии сварки.
9. Результаты надзорной деятельности следует систематически обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при выполнении строительно-монтажных работ на ОИАЭ. С этой целью необходимо вести учет и анализировать причины дефектов, нарушений и отступлений, выявленных при выполнении строительно-монтажных работ.
10. Надзор за строительно-монтажными работами осуществляют:
- структурные подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России при проведении комплексных инспекций деятельности эксплуатирующих организаций;
- межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа);
- отделы по надзору и отделы инспекций межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России (далее - отделы округов).

III. Надзор за строительно-монтажными работами


11. При осуществлении надзора за строительно-монтажными работами отделы округов должны получать от организаций и анализировать следующую информацию об обеспечении качества выполнения строительно-монтажных работ:
а) количество и характер влияющих на качество строительно-монтажных работ отступлений от требований проектной и технологической документации;
б) количество и характер отступлений при выполнении строительно-монтажных работ от требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ;
в) количество и характер замечаний организаций, осуществляющих авторский надзор, замечаний и рекламаций от эксплуатирующих организаций на качество выполнения строительно-монтажных работ, включая информацию об авариях;
г) меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений.
Требования к представлению вышеперечисленной информации устанавливаются в условиях действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России (его территориальными органами).
12. По результатам анализа полученной информации следует определять:
- причины и условия появления нарушений требований нормативной документации;
- эффективность мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных отступлений и нарушений от требований нормативной документации.
13. Отделы округов по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры:
а) подготавливают информационные письма в эксплуатирующие организации;
б) планируют в установленном в округе порядке и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушения требований к обеспечению качества при выполнении строительно-монтажных работ;
в) выдают в установленном порядке предписания ответственным должностным лицам организаций;
г) подготавливают предложения по корректировке условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России организациям на право выполнять работы и оказывать услуги эксплуатирующим организациям.
14. По всем предметам надзора, приведенным в пункте 6 настоящей Инструкции, за строительно-монтажными работами, выполняемыми организациями, округом проводятся следующие виды инспекций:
а) инспекции деятельности организации по выполнению строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями проекта ОИАЭ, при этом в состав комиссии включать представителя эксплуатирующей организации. Результаты инспекции должны быть переданы в эксплуатирующую организацию для принятия мер;
б) инспекции квалификации (аттестации) специалистов и рабочих, занимающихся вопросами обеспечения качества и качественным выполнением строительно-монтажных работ;
в) инспекции выполнения условий действия лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданных Госатомнадзором России;
г) инспекции качества строительно-монтажных работ с применением технических средств с целью подтверждения требуемого (проектной и нормативной документацией) качества выполненных (смонтированных) строительных конструкций, систем, оборудования и трубопроводов.
Такие инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях организация уведомляется заранее (не менее чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями требований к обеспечению качества строительно-монтажных работ, наличием замечаний и рекламаций эксплуатирующих организаций к качеству выполненных строительно-монтажных работ и по результатам обработки и анализа полученной информации.
15. По объему проверяемых вопросов инспекции деятельности организаций могут быть целевыми и оперативными.
Целевая инспекция предусматривает проверку вопросов обеспечения качества работ одной или нескольких организаций по виду выполняемых строительно-монтажных работ на различных этапах строительства ОИАЭ.
Оперативная инспекция предусматривает периодическую проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на рабочих местах, в подразделениях организаций с целью оперативного принятия мер по предупреждению и устранению отступлений, нарушений и недостатков.
Целевые инспекции проводятся при выдаче лицензий и периодически не реже чем 1 раз в 3 года продолжительностью не более 5 календарных дней.
Оперативные инспекции проводятся не реже чем 1 раз в полгода продолжительностью не более 1 календарного дня.
Подготовка к проведению инспекций, проведение инспекций и оформление их результатов осуществляются в порядке, определенном соответствующими разделами главы VI РД-03-43-98, и в соответствии с графиком производства работ.
16. Инспекции деятельности организаций по выполнению строительно-монтажных работ осуществляются округами:
- при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям;
- при сопровождении выданных Госатомнадзором России вышеуказанных лицензий.
Инспекции деятельности при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензии Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям, при изменении условий ее действия проводятся с целью проверки обеспечения качества строительно-монтажных работ непосредственно на объекте ведения заявленной деятельности, проверки достоверности и достаточности представленной информации, проверки наличия у заявителя условий и возможностей для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ.
Инспекции деятельности при сопровождении выданных Госатомнадзором России лицензий проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензий, подтверждения полноты и достоверности представленной им в Госатомнадзор России информации, принятия организацией необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении качества строительно-монтажных работ.
17. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации (с комплектом документов, обосновывающих способность обеспечения качества при выполнении строительно-монтажных работ) в рабочую программу проведения инспекции включают проверку следующих вопросов:
- выполнение постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России;
- достоверность представленной в Госатомнадзор России информации;
- функционирование действующей в организации системы обеспечения качества;
- полнота перечня норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ;
- порядок разработки и внедрения технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ и контроль их качества, а также обеспечение ею рабочих мест;
- метрологическое обеспечение выполнения строительно-монтажных работ;
- наличие и исправность технологического оборудования, испытательных средств, оснастки и приспособлений, лабораторных приборов и мерительного инструмента;
- организация входного контроля, хранения и запуска в производство материалов, конструкций и изделий;
- порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм;
- порядок проверки знаний норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков проверки знаний;
- организация введения в действие и выполнение условий действия лицензий Госатомнадзора России.
Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных видов работ, подлежащих лицензированию, и условий деятельности организации.
18. Рабочая программа инспекции деятельности при рассмотрении заявления организации об изменении условий действия лицензии Госатомнадзора России составляется с учетом специфики предлагаемых изменений. Рабочая программа утверждается в установленном округом порядке.
19. При сопровождении лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации объем вопросов, включаемых в рабочую программу инспекции, определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о состоянии обеспечения качества строительно-монтажных работ.
Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку:
- выполнения ранее выданных предписаний органов Госатомнадзора России;
- выполнения постановлений, указаний и решений Госатомнадзора России по вопросам обеспечения качества строительно-монтажных работ;
- функционирования системы обеспечения качества выполняемых работ;
- наличия и выполнения программы обеспечения качества по конкретному (проверяемому) виду строительно-монтажных работ;
- деятельности служб контроля качества (службы технического надзора заказчика, службы технического контроля, строительной лаборатории, технической инспекции, геодезической службы и т.д.) и деятельности руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения качества;
- соответствия объема и методов контроля качества при выполнении строительно-монтажных работ требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству;
- состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации;
- состава и деятельности комиссии по проверке знаний норм и правил у руководителей и специалистов; выборочную проверку их знаний;
- состава и деятельности постоянно действующей комиссии по аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других профессий;
- состояния рабочих мест организации, подтверждающую:
наличие у персонала удостоверения с отметкой о проверке знаний норм и правил и соответствие его квалификации выполняемой работе;
наличие нормативной, проектной, технологической и другой необходимой документации;
соответствие условий хранения основных, сварочных, предназначенных для дефектоскопии и других материалов требованиям норм и правил, наличие сертификатов и другой сопроводительной документации, а также документации входного контроля;
соответствие состояния вспомогательного оборудования, оснастки, приспособлений, приборов и аппаратуры, применяемых при выполнении строительно-монтажных работ и контроле их качества, проекту производства работ (ППР) или технологической документации; организацию ремонта и обслуживания этих технических средств, ведение отчетно-учетной документации, наличие паспортов и инструкций;
качественное ведение монтажа оборудования, трубопроводов, аппаратуры, систем, строительных конструкций (изготовление строительных конструкций систем, важных для безопасности ОИАЭ) и соответствие его требованиям норм и правил;
правильность отбора проб и сварки, контрольных образцов.
20. Инспекции квалификации (аттестации) работников, занимающихся вопросами обеспечения качества при выполнении строительно-монтажных работ, включают:
- проверку организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников;
- порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм;
- порядок проверки знаний норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков проверки знаний;
- участие представителей Госатомнадзора России в работе экзаменационных комиссий организаций по проверке знаний работников.

IV. Санкции Госатомнадзора России


21. Применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

V. Учет и анализ результатов надзора за строительно-монтажными работами


22. Учет и анализ результатов надзора за строительно-монтажными работами возлагаются на отделы по надзору и отделы инспекций округов.
23. Учету и анализу подлежат следующие документы:
- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;
- информация организаций об обеспечении качества выполнения строительно-монтажных работ;
- информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России;
- материалы по применению санкций Госатомнадзора России.
24. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения требований к обеспечению качества строительно-монтажных работ должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, условий действия лицензий Госатомнадзора России.
25. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения:
- степени их влияния на обеспечение качества строительно-монтажных работ;
- видов работ, при выполнении которых не исключены подобные нарушения;
- причин и обстоятельств, приведших к нарушениям;
- достаточности и эффективности принятых мер по исключению подобных нарушений;
- достаточности и эффективности применяемых санкций.
26. Результаты анализа надзора за строительно-монтажными работами представляются округами в центральный аппарат Госатомнадзора России в порядке, установленном Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-2001).
27. Результаты анализа деятельности по надзору за строительно-монтажными работами необходимо использовать:
- при составлении рабочих программ проведения инспекций;
- при составлении планов проведения инспекций;
- при организации и проведении целевых и оперативных инспекций (в том числе внеплановых) деятельности других организаций.
п»ї
ГК «РусПромЭксперт»
ООО «ГК «РусПромЭксперт»
адрес
Россия, 141231, Московская область
город Пушкино, рп Лесной, ул. Пушкина, дом 8б, офис 404
Нажимая кнопку « », я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных
Нажимая кнопку «», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных