Выберите регион: Москва Казань
Мы решим ваши проблемы по экологии и промышленной безопасности

Новости по промышленной и пожарной безопасности

Прочитано: 6362
Научная статья на тему "Проблемы разработки и экспертизы документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов"
---

И. А. Цепилев, заместитель директора ООО «ПромГазЭнерго» по техническим вопросам, эксперт по промышленной безопасности

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КОНСЕРВАЦИЮ И ЛИКВИДАЦИЮ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотации: В статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при разработке и экспертизе документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов. Поставлена проблема недостаточности нормативных правовых актов для данных видов деятельности в области промышленной безопасности.

Ключевые слова: консервация опасного производственного объекта, ликвидация опасного производственного объекта, экспертиза промышленной безопасности.

---

В статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при разработке и экспертизе документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов. Поставлена проблема недостаточности нормативных правовых актов для данных видов деятельности в области промышленной безопасности. Классический жизненный цикл опасного производственного объекта (ОПО) как правило состоит из нескольких обязательных этапов, например: проектирование, строительство, эксплуатация и ликвидация ОПО. Помимо этого, эксплуатация ОПО может в себя включать: реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт или консервацию, либо полностью прекратится перейдя в стадию ликвидации. Консервация или ликвидация ОПО являются одним из возможных этапов жизненного цикла опасного производственного объекта. Причиной решения о консервации (ликвидации)может быть, на- пример, снижение объемов производства в связи с неблагополучной экономической ситуацией в отрасли или желание собственника временно вывести часть производств из эксплуатации. 

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация является одним из видов деятельности в области промышленной безопасности. Кроме этого, в законе отмечено, что консервация не может быть выполнена без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности соответствующей документации,разработанной в порядке, установленном в самом законе, а также с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Других требований в законе к консервации ОПО нет. Если обратится к другим нормативным актам выпущенных Ростехнадзором, то можно обнаружить лишь следующие два документа: 
— РД 09-390-00 «Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов»; 
— РД 07-291-99 «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами».

В других документах Ростехнадзора, например, «Руководстве по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 777) содержатся рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности в том числе при консервации и ликвидации нефтебаз и складов нефтепродуктов. Но по большому счету, кроме фразы «Консервация объектов предусматривает организацию и проведение работ по безопасной остановке на длительный период» документ ничего конкретного относительно консервации не содержит. 

Указанные положение и инструкции позволяют разработать документацию на консервацию или ликвидацию только для химически опасных или горных промышленных объектов, чего в принципе недостаточно учитывая общее количество типов ОПО, которые представлены объектами на которых применяются опасные вещества, используются технические устройства или осуществляются определенные виды деятельности. 

Стоит отметить, что указанные выше документы, несмотря на свою одинаковую направленность в части консервации и ликвидации ОПО, имеют разный подход к структуре и содержанию конечного документа. Это обстоятельство не позволяет использовать их в качестве образца для разработки документации на консервацию или ликвидацию ОПО других видов, например, в металлургической или нефтяной промышленности. 

К примеру, проект консервации подземного рудника или шахты в соответствии с РД 07-291-99 «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами»будет в первую очередь включать мероприятия связанные с обеспечением устойчивости горных выработок, их сохранностью, экологической безопасностью, рекультивацией земель, предотвращением активизации опасных геомеханических процессов и т.д. Если же рассмотреть РД 09-390-00 «Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов», то мы увидим совсем другие моменты которые необходимо отразить в документации, например: 
— порядок остановки подачи на производство сырья, полуфабрикатов и вспомогательных материалов, их переработки, хранения или реализации на сторону, отгрузки готовой продукции; 
— работы по промывке, продувке узлов, блоков, приборов, аппаратов, систем, отделений; 
— обезвреживание промышленных стоков, твердых отходов и ликвидация выбросов в атмосферный воздух; 
— порядок отключения систем ресурсообеспечения производства и т.д. 

Проанализировав требования (а при отсутствии каких-либо других обязательных или рекомендуемых требований, данные руководящие документы можно считать, как единственные обязательные требования для таких видов ОПО) к содержанию и структуре документации, можно сделать вывод о невозможности их применения к другим опасным производственным объектам в силу своей узкой отраслевой направленности. Так как документация на консервацию (ликвидацию) не является проектной, регламентируемой законодательством о градостроительной деятельности, а значит и нельзя применить «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87). Выходит, что разработчику (как правило это проектные организации) приходится самостоятельно определять структуру и содержание документации исходя из специфики опасного производственного объекта и своего опыта работы с ОПО с учетом выше указанных рекомендаций Ростехнадзора. В результате этого мы имеем множество вариантов разработанной документаций на консервацию (ликвидацию), отличий в которых зачастую больше чем схожести, даже для однотипных ОПО. А если говорить о качестве подобной документации, то это в первую очередь зависит от «совести» разработчика, который для упрощения своей задачи может намерено упустить какие-либо обязательные элементы обеспечения безопасности. При этом разработчик документации не нарушает каких-либо обязательных требований в силу их отсутствия. «А как же экспертиза промышленной безопасности?! Куда она смотрит?!», скажете вы. Эксперты в данном случае смотрят в те же самые нормативные правовые акты что и разработчики, т.е. у них фактически отсутствует возможность определения соответствия объекта экспертизы, предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности. 

В силу данных обстоятельств, качество разработанной документации, включая положительное заключение экспертизы, очень разнится, что конечно же не может в полной мере соответствовать целям промышленной безопасности закрепленных в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 

Причиной нестабильного качества является, в первую очередь – это отсутствие внятных требований со стороны законодательства как для разработчика, так и для эксперта. В следствии этого, заказчик (владелец ОПО) зачастую пытаясь сэкономить на разработке документации подыскивает варианты с минимальными затратами, видит своей целью лишь положительное заключение экспертизы, не предъявляя при этом каких-либо требований к качеству работ. 

Возможно, сделав подобные выводы, некоторые отрасли, эксплуатирующие в большом количестве опасные производственные объекты, решили не ждать у моря погоды и разработали свои ведомственные методики относительно консервации и ликвидации ОПО, например, «Методика проведения опера- ций по консервации и ликвидации объектов (резервуарного парка) нефтебазового хозяйства»(утв. ОАО «НК «Роснефть» 28.01.2004 г., введено приказом № 9 от 28.01.2004 г., разработчик ОАО СКБ «Транснефтеавтоматика»). 

Отсутствие методик по разработке и экспертизе документации на консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов конечно же не может положительно влиять на качество данного вида деятельности в области промышленной безопасности, поэтому видится острая необходимость в разработке единого стандарта (руководящего документа или федеральных норм и правил) проведения консервации и ликвидации опасных производственных объектов, включая стадии разработки документации, работ по консервации и расконсервации. 

Аналогичным примером может послужить Постановление правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 г., которое устанавливает на законодательном уровне единые требований к обеспечению готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий. До начала 2014 года в документах Ростехнадзора отсутствовала единый подход к данному вопросу, поскольку для каждого типа опасного производственного объекта были свои требования в части обеспечения готовности к ликвидации последствий аварий. 

Таким образом видится необходимость доработки нормативной документации обязательного или рекомендательного характера, в части требований по проведению консервации и ликвидации всех типов опасных производственных объектов, а также разработки единого нормативного правового акта, регламентирующего и определяющего необходимые требования для данных видов деятельности в области промышленной безопасности. 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; 
2. РД 09-390-00 «Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов» (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 4 ноября 2000 г. N 64); 
3. РД 07-291-99 «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (Утверждена Постановлением Госгортехнадзора России от 2 июня 1999 г. N 33); 
4. Руководстве по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 777); 
5. Методика проведения операций по консервации и ликвидации объектов (резервуарного парка) нефтебазового хозяйства (утв. ОАО «НК «Роснефть» 28.01.2004 г., введено приказом № 9 от 28.01.2004 г., разработчик ОАО СКБ «Транснефтеавтоматика»); 
6. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87); 
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ; 
8. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 г.).
Вернуться в раздел новостей
п»ї
ГК «РусПромЭксперт»
ООО «ГК «РусПромЭксперт»
адрес
Россия, 141231, Московская область
город Пушкино, рп Лесной, ул. Пушкина, дом 8б, офис 404
Нажимая кнопку « », я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных
Нажимая кнопку «», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных