Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Новости по промышленной и пожарной безопасности

Прочитано: 1277
Министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу выступил сегодня в Госдуме в рамках "Правительственного часа" с докладом о деятельности МЧС России

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Министра С.К. Шойгу на «правительственном часе» в Государственной Думе 21 апреля 2010 г.

Уважаемые депутаты Государственной Думы!  В рамках подготовки проводимого сегодня «правительственного часа» в адрес МЧС России поступили вопросы от Совета Государственной Думы. Во-первых - это вопросы, касающиеся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Во-вторых - вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в Российской Федерации. В-третьих - вопросы социальной защиты военнослужащих, работников, сотрудников и ветеранов МЧС России. В своем выступлении в рамках отведенного времени я постараюсь максимально полно ответить на поступившие вопросы. С учетом непростой экономической обстановки, сложившейся в стране, деятельность органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций была в 2009 году, тем не менее, достаточно результативной. Отмечу основные профессиональные итоги этой работы. В прошедшем году совместными усилиями федеральных структур и субъектов Российской Федерации количество чрезвычайных ситуаций снижено на 100 единиц, что составляет почти 20% от показателей 2008 года. При этом количество погибших при них людей сокращено на 7%. Удалось сохранить тенденцию сокращения числа погибших на водных объектах. Был ликвидирован ряд крупных техногенных чрезвычайных ситуаций, в том числе крупнейшая техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. В первом квартале текущего года общее количество чрезвычайных ситуаций сократилось на 27,3%, а количество погибших при них людей уменьшилось на 20,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Надеемся данную тенденцию сохранить до конца года. В 2009 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций выделено более 3,2 млрд. рублей. Конкретную помощь получили 19 субъектов Российской Федерации. Более 70 тысяч граждан получили единовременную материальную помощь, 818 семей (почти 4 тысячи граждан) - новое жилье взамен утраченного. Восстановлены жилые дома, объекты социальной сферы и коммунального хозяйства. Проведены международные спасательные и гуманитарные операции в Боливии, Никарагуа, Палестине, Афганистане, Таджикистане, Намибии, Сербии, Украине и других странах. Уже в этом году спасательные силы России приняли активное участие в ликвидации последствий разрушительного землетрясения на Гаити. В прошедшем году подразделениями МЧС России совершено более 67 тысяч выездов на ликвидацию дорожно-транспортных происшествий, что в 3 раза больше, чем в 2008 году, спасено и оказана помощь свыше 50 тысяч человек. Всего за прошедший год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий спасено более 153 тысяч человек. Обезврежено взрывоопасных предметов более 28,8 тысяч, в том числе 462 авиабомбы. Совершенствовалась законодательная и нормативная правовая база. На федеральном уровне принятоболее 20 законодательных и более 110 нормативных актов по вопросам, отнесенным к безопасности жизнедеятельности. Проведена переподготовка более 38 тыс. человек руководящего состава и специалистов. Изучали основы безопасности жизнедеятельности более 15 млн. учащихся и студентов. Вместе с тем риски, возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Россиив текущем году остаются достаточно высокими. При этом наибольшую опасность из природных чрезвычайных ситуаций представляют наводнения и природные пожары. В целях предупреждения возникновения подтоплений, заторных и других негативных явлений в 2010 г. организована работа более 600 оперативных групп. Проведены свыше 2,5 тысяч подрывов льда, зачернено льда на площади свыше 39 кв. км., проведена распиловка более 263 погонных км. льда на наиболее опасных участках. Параметры пожароопасного сезона прогнозируются выше среднемноголетних и выше параметров 2009 года. В целях организации превентивных мер в преддверии пожароопасного сезона спланированы организационные и практические мероприятия по предупреждению природных пожаров. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и соответственно МЧС России является повышение эффективности мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций. В стране создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, системы наблюдения и лабораторного контроля, космического мониторинга чрезвычайных ситуаций. В этом году завершается создание Координационного сейсмологического прогностического центра РАН и модернизация Федеральной системы сейсмонаблюдений и Системы предупреждения о цунами. Созданы пилотные проекты мониторинга состояния защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения в субъектах Российской Федерации. Важнейшая роль в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций отводится системе антикризисного управления. Создание Национального центра управления в кризисных ситуациях значительно повысило эффективность взаимодействия органов повседневного управления РСЧС. Организована работа оперативных дежурных смен в едином информационном пространстве в режиме реального времени. Уменьшено время принятия управленческих решений. Сокращены сроки привлечения, как дежурных сил, так и сил, находящихся в различных степенях готовности. Кстати, в связи с извержением вулкана в Исландии на базе НЦУКС с 16 апреля действует межведомственная рабочая группа. Она ежедневно рассматривает модели развития событий и возможные сценарии действий для снижения негативного воздействия вулканической деятельности. Большое внимание в своей деятельности МЧС России уделяет вопросам совершенствования информирования и оповещения населения об опасностях. В 2009 году принята в эксплуатацию первая очередь Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, развернуты работы по созданию второй очереди. Уже сейчас обеспечивается гарантированное информирование и оповещение более 30 миллионов человек. После завершения в этом году мероприятий по созданию второй очереди ОКСИОН и с учетом развертывания пилотных зон во всех метрополитенах и, прежде всего в городах Москва, Санкт-Петербург и Казань будет обеспечиваться гарантированное информирование и оповещение около 60 миллионов человек. В текущем году мы завершим работу по созданию основного фрагмента комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в г. Санкт-Петербурге. При этом все созданные в городе системы безопасности и другие информационные системы будут объединены в единую комплексную структуру. Это позволит обеспечить системный подход к созданию комплексной системы безопасности в субъектах Российской Федерации, при проведении международного саммита «АТЭС» в г. Владивостоке в 2012 году, Универсиады в г. Казани в 2013 году, а также зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году. Кроме того, мы принимаем самое активное участие в подготовке комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте, в том числе метрополитене. Разработка этой системы осуществляется в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение защищенности населения обеспечивают мероприятия федеральных целевых программ, принятых Правительством. В рамках программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и преодолению последствий радиационных аварий выполнены работы по развитию и совершенствованию технических средств и технологий защиты населения и территорий. Проведены системные исследования в области анализа опасных природных явлений. Возвращены в хозяйственный оборот свыше 84 тыс. га. лесов, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, обеспечено повышение качества жизни более 550 тыс. человек. Таким образом, Правительством Российской Федерации приминаются необходимые меры по внедрению и использованию современных методов прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, определяет эффективность деятельности всей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Здесь, прежде всего, имею в виду сокращение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, десятки тысяч спасенных жизней, а именно это является основной целью нашей деятельности. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Что касается состояния пожарной безопасности в Российской Федерации,тонеобходимо отметить, что на протяжении последних лет нам удалось добиться устойчивой положительной динамики ее показателей. Необходимо напомнить, что в 2002 году на момент передачи вопросов пожарной безопасности в МЧС России при пожарах в стране погибало более 20 тысяч человек в год. В прошедшем 2009 году погибло - 13,9 тысяч. Приведенные цифры говорят сами за себя. Для влияния на оперативную обстановку с пожарами Правительством Российской Федерации принята и реализуется федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года». В рамках программы, а также мероприятий Планов и Протоколов, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, только в прошедшем году построено и отремонтировано более 310 пожарных депо. Оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией 5 тысяч учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения. Автоматическими пожарными сигнализациями - более 5,8 тысяч объектов. Приобретено свыше 1,5 тысяч единиц пожарной и спасательной техники. В среднем количество пожаров в год сокращается на 12-15 тысяч, гибель людей при них уменьшается на тысячу сто - тысячу триста человек. В 2009 году совместными действиями всех видов пожарной охраны количество пожаров сокращено на 7,2%, а гибель при них людей уменьшена на 8,9%, а это почти 1400 сохраненных человеческих жизней. При этом впервые за последние годы не допущена гибель людей в общеобразовательных и высших учебных заведениях. В первом квартале текущего года количество пожаров сокращено на 5,0%, количество погибших при них людей на 5,9% по отношению к показателям аналогичного периода 2009 года. Фактически завершено формирование федеральной противопожарной службы. Созданы договорные подразделения ФПС численностью свыше 25 тысяч единиц, которые охраняют около тысячи объектов критически важных для национальной безопасности страны и населенные пункты, где проживает почти 2 миллиона человек. Сейчас мы проводим работу по оптимизации структуры ФПС: в результате за счет сокращения административных должностей, при сохранении общей численности, состав боевых расчетов увеличится почти на 15 тысяч единиц. В рамках разграничения полномочий в 2009 году завершена работа по заключению соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения. В субъектах созданы гарнизоны пожарной охраны. Это обеспечило консолидацию всех пожарно-спасательных сил и средств, а также устойчивое управление ими. Вместе с тем, такие крупные по своим последствиям пожары, как в г. Перми, вызывают серьезный общественный резонанс и свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности. Поэтому, одним из значимых направлений нашей работы является совершенствование надзорной деятельности. С одной стороны очевидна необходимость установления и соблюдения жестких норм безопасности. С другой стороны - это определенные препятствия бизнесу, ограничение прав юридических и физических лиц и чего уже говорить, благодатное поле для коррупции. С учетом этого надзорная деятельность направленанаснятие избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, создание благоприятных условий хозяйствования для субъектов малого и среднего бизнеса, упрощение надзорных процедур при повышении их эффективности. Сегодня активно внедряется система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, организована аккредитация организаций, создана и совершенствуется нормативная правовая основа функционирования системы. Сокращено число лицензируемых видов деятельности в четыре раза, с восьми до двух. В настоящее время прорабатывается вопрос о сокращении еще одного вида. Уменьшен в 9 раз перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется заключение органов ГПН (с 18 до 2). Раньше мы выдавали свыше 2,5 млн. таких заключений в год, а сегодня около 90 тыс. Эту тенденцию мы планируем сохранить. Особо остро стоит проблема точечной застройки. В настоящее время за счет увеличения плотности застройки современных городов строительство новых объектов осуществляется на любых свободных участках. Это приводит к загромождению путей подъезда к жилым зданиям, ограничивает возможность проезда в случае необходимости специальной и пожарной техники, увеличивает время прибытия пожарных подразделений к месту возникновения пожара. В связи с этим при осуществлении градостроительной деятельности необходимо организовать корректировку документов территориального планирования. Следует уделить особое внимание полноте учета требований пожарной безопасности, в том числе оптимальному размещению пожарных депо в целях обеспечения своевременного прибытия пожарных подразделений в пределах установленного законодательством Российской Федерации временного интервала. Реализуя это направление, в настоящее время дополнительно создано свыше 300 подразделений пожарной охраны. Это позволило довести количество населенных пунктов, прикрытых пожарной охраной, до 70%. Одним из путей решительно изменить ситуацию в сфере пожарной безопасности является введение противопожарного страхования. Нами подготовлен проект федерального закона об обязательном противопожарном страховании. Проведены мероприятия по рассмотрению законопроекта с участием представителей малого и среднего бизнеса, страхового сообщества и общественных организаций. Все они поддержали целесообразность его принятия. При этом хочу акцентировать ваше внимание, что законопроект не предусматривает никакой дополнительной нагрузки на граждан страны. Следующий важный вопрос – обеспечение пожарной безопасности более 32 тысяч населенных пунктов в сельской местности, находящихся вне зон нормативного прибытия подразделений пожарной охраны. Для организации в них профессиональной пожарной охраны потребовалось бы около 40 тыс. единиц личного состава, строительство новых пожарных депо и до 20 млрд. рублей дополнительно на их техническое оснащение. И это не считая постоянных затрат на содержание. Более правильным решением указанной проблемы является развитие добровольной пожарной охраны. Нами подготовлен проект федерального закона «О добровольной пожарной охране». В ближайшее время законопроект будет направлен в Правительство Российской Федерации. Мы планируем уже в 2010 году прикрыть добровольной пожарной охраной до 10 тысяч таких населенных пунктов. Приведенные итоги деятельности свидетельствуют, что в стране создана и эффективно функционирует система противодействия чрезвычайным ситуациям. Наш опыт реагирования и технические достижения активно изучаются и применяются мировым сообществом. Все это достигнуто благодаря слаженной работе и самоотверженности спасателей, пожарных и военнослужащих. Поэтому вопросы социальной защиты работников Министерства всегда находились в центре внимания. В 2009 году получили жилье 2000 семей работников системы. Наряду с повышением с 1 августа 2009 г. денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам на 8,5%, Министерством, в пределах выделенных средств, были введены дополнительные выплаты стимулирующего характера отдельным категориям военнослужащих. Заработная плата гражданского персонала, включая пожарных и спасателей, после введения в 2009 году новых условий оплаты труда повысилась в среднем на 18% и данная работа будет продолжена. Качественно улучшено медицинское обслуживание и диспансерное наблюдение всех категорий личного состава ведомства. На санаторно-курортное лечение и организованный отдых направлено сотрудников МЧС России и членов их семей на 7% больше, чем в 2008 году. Активно ведутся работы по строительству клиники № 2 ВЦЭРМ в г. Санкт-Петербурге, которая будет введена в строй в третьем квартале 2010 года и предназначена для лечения и реабилитации граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, а также спасателей, военнослужащих и пожарных. Особое внимание уделяется постоянной работе с ветеранами. Ветеранская организация МЧС России насчитывает свыше 43 тысяч человек, из них 2748 человек - участники Великой Отечественной войны. В рамках подготовки празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне спланированы мероприятия по чествованию ветеранов в воинских частях, учебных заведениях и организациях МЧС России. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Задач, стоящих перед нами в 2010 очень много. Остановлюсь на основных направлениях развития системы безопасности жизнедеятельности населения. Требует дальнейшего совершенствования законодательство в области безопасности жизнедеятельности с учетом современных требований. В первую очередь законодательное закрепление механизмов противопожарного страхования и развития добровольчества. Важнейшим приоритетом являются вопросы создания системы безопасности, информирования и оповещения населения на транспорте, в первую очередь, в метрополитенах страны. Следующие приоритетное направление – активное строительство вертикали антикризисного управления с применением новейшихтехнологий, к примеру, таких как «ГЛОНАСС». Это означает совершенствование координации и межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Необходимы серьезные шаги в таком важном направлении деятельности как внедрение систем комплексной безопасности, создание инфраструктуры безопасности автомобильных дорог, обеспечение безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, в том числе при освоении северных территорий. Безусловным приоритетом является выполнение мероприятий Плана строительства и развития сил и средств МЧС России и создание сил постоянной готовности, которые мы должны завершить в этом году. Следующее важное направление это совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечение эффективности и прозрачности надзорной деятельности. При этом надзор должен быть ясным и прозрачным. Поэтому мы уже сейчас вводим идентификацию инспекторов на поднадзорных объектах, с размещением их служебных телефонов и другой необходимой информации. В завершение своего выступления хочу выразить глубокую признательность всему депутатскому корпусу за активную позицию и большую работу по совершенствованию законодательства в области безопасности жизнедеятельности населения страны. Благодарю за внимание!
Вернуться в раздел новостей
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх