Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Паспорт отходов 1-4 класса опасности | Разработка и согласование в Росприроднадзоре

Разработка паспорта на опасные отходы (I-IV класса опасности)  -  деятельность, направленная на получение документа, удостоверяющего принадлежность отходов к соответствующему классу опасности согласно классификатору ФККО. Обращаем ваше внимание, что данная статья не относится к паспортизации радиоактивных, биологических и медицинских отходов.


В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны проводить паспортизацию отходов по классам опасности.


Срок действия: бессрочно

Стоимость: индивидуально

Разработка паспорта: от 14 дней

Биотестирование: от 7 дней


При составлении этого документа, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений. В нашей статье вы найдете основную информацию, которую стоит учитывать при разработке и согласовании паспорта отходов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" паспорт должен содержать следующие сведения:

  1. вид отхода;
  2. код и наименование, по федеральному классификационному каталогу отходов;
  3. наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, свойства, с указанием наименования исходного товара или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара;
  4. химический и (или) компонентный состав отхода, в процентах;
  5. агрегатное состояние и физическая форма: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное;
  6. класс опасности.

В настоящее время работу по контролю паспортизации опасных отходов проводит Росприроднадзор, в территориальное управление которого направляются разработанные паспорта (в уведомительном порядке).

СПОРНАЯ СИТУАЦИЯ: На днях было опубликовано Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 <О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541>. В нем Верховный Суд РФ признал недействующими абзац второй пункта 5, подпункт "е" пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, поскольку данные положения, вопреки пункту 2 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", устанавливают обязанность подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО.

Кому требуется делать паспорта опасных отходов

Согласно Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Это требование касается всех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Условно можно разделить, кто образовывает отходы на 3 группы:


Арендаторы:

Часто арендаторы не получают на себя паспорта отходов умышленно, либо не знают что они необходимы.  Согласно статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. арендатор, как субъект предпринимательской деятельности  самостоятельно должен отнести отходы к классу опасности и следовательно иметь паспорта на отходы. Отсутствие паспорта отхода является нарушением, при выявлении которого инспектор выписывает предписание, с последующим наложением административного штрафа.


Особое внимание на наличие паспортов отходов нужно обратить арендаторам, которые снимают помещения на первых этажах жилых зданий. Риск получить предписание инспектора высокий, так как обычно данные предприниматели не имеют договор на вывоз мусора и своих отдельных контейнеров для сбора мусора. Жильцы дома могут пожаловаться, на то что выбрасывается мусор в контейнеры ТСЖ или на иные факты, что может повлечь за собой проверку контролирующего органа.


Арендодатели:

Арендодатели в отличие от арендаторов знают, что необходимо иметь паспорта на отходы. Это связанно с тем, что арендодателю необходимо организовывать накопление отходов от деятельности арендаторов (за исключением организаций общественного питания, которые сами занимаются накоплением отходов), что влечет за собой необходимость разбираться в экологии. Арендодатели обычно разрабатывают паспорта на отходы посетителей, отходы хозяйственной деятельности, отходы парковки, отходы прилегающих территории к зданию. Полный перечень необходимых паспортов отходов определяется в зависимости от характеристики помещения или здания. Если у арендодателя один арендатор и арендодатель не ведет ни какой хозяйственной деятельности в данном помещении, то обязанность по разработке паспортов на отходы в данном помещении лежит на арендаторе. При этом необходимо помнить, что арендодателю так же необходимо иметь паспорта отходов, по фактическому адрес осуществления деятельности.


Управляющие компании:

Под управляющими компаниями подразумеваются компании, которые берут на себя обязанность обеспечивать функционирование здания, помещения, а так же управляющие компании, которые обеспечивают функционирование компании по договору. Если договор управления составлен верно, то разработку паспортов отходов должна осуществлять управляющая компания. В данном случае управляющая компания самостоятельно организует накопление отходов, заключает договора на вывоз отходов, а так же подает отчетность в Росприроднадзор. 


Таким образом, паспорт отходов необходим управляющим компаниям, торговым центрам, бизнес центрам, арендаторам помещений, предприятиям. В данный момент при заключении договора на аренду прописывается условие, в соответствии с которым арендатор берет на себя обязанность по выполнению требований Росприроднадзора и иных контролирующих органов.


Для разработки ПНООЛР:

Паспорта отходов являются исходным материалом для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Таким образом всем предприятиям которые осуществляют эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами и не относятся к МСП (Малое и среднее предпринимательство) в соответствии со статьей статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ от  24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» необходимо разрабатывать ПНООЛР, и следовательно иметь паспорта на отходы.

Какие отходы подлежат паспортизации по классам опасности

Если отход принадлежит к V классу опасности, то для него разработка паспорта не требуется, однако требуется анализ на токсичность посредством проведения биотестирования этих отходов с последующей выдачей протокола, подтверждающего V класс опасности.


Становится естественным вопрос – как определить класс опасности отхода? Для начала, стоит внимательно ознакомится с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО)* и банке данных об отходах (БДО)**. Определение класса происходит на основании данных, приведенных в этих документах.


Перечень наиболее часто встречающихся отходов: люминесцентные лампы (1-й класс опасности), мусор от уборки бытовых помещений (IV-й класс опасности), писчая бумага, твердые бытовые отходы (тбо), смет с территории, картриджи, пищевые отходы.


* - Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (ред. от 03.06.2016) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".

** - Банк данных об отходах: http://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-bankdannih.

Порядок разработки и подтверждения паспортов на отходы 1-4 класса опасности в 2016 году

По новым правилам составление и подача документации в соответствующий государственный орган имеет следующий порядок:


1. Подробно рассматриваются технологические регламенты организации, технические условия, стандарты, проектная документация организации-заказчика.


2. Проводится количественный химический анализ отхода в специализированной аккредитованной лаборатории.


3. С помощью специализированной программы или вручную производится расчет класса опасности. Ручной расчет достаточно трудоемкий, так как требуется производит его с учетом множество параметров.


4. Составляются паспорта и заявления на отходы (один паспорт (заявление) на один вид отхода).


Паспорт составляется по образцу (типовой форме), который представлен в Постановлении Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.


5. Подается заявка в модуль "Государственный кадастр отходов (ГКО)".


Портал по паспортизации отходов: https://gko.fsrpn.ru/.


Инструкции: Приказ Росприроднадзора от 07.11.2014 N 701 "О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы "ПТК ГОСКОНТРОЛЬ" - Модуль "Государственный кадастр отходов".


6. В уведомительном порядке пакет документов подается в территориальное управление Росприроднадзора.


Что делать, если отход не зарегистрирован в ФККО?


Может случится так, что ни в одном из этих документов не содержится информация о вашем отходе. В таком случае порядок определения класса опасности происходит в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". Следует отметить, что разработанный паспорт отхода отправляется на согласование в центральное управление Росприроднадзора и будет иметь временный характер действия до выхода дополнения к ФККО, где данный вид отхода будет прописан.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 на отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприродом России, для их включения в ФККО. Но в большинстве случаях организации-заказчику предлагают выбрать один или несколько наиболее похожих по характеристикам отходов и составить паспорта уже на них.

Перечень необходимой документации для подачи в Росприроднадзор

Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности необходимо направить в Росприроднадзор или его территориальный орган, следующие документы и обосновывающие материалы: ***


1. Заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;


2. Информацию, включающую сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отхода;


3. Документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

- копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) (в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений);

- копия акта отбора проб отходов, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений.


*** - Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности").

Специалисты ООО «Региональная Промышленная Стратегия» окажут профессиональную поддержку в оформление паспортов отходов по 1-4 классу опасности по новым правилам в Москве и Московской области. Позвоните!

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
  2. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40330)
  3. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности")
  4. Приказ Росприроднадзора от 07.11.2014 N 701 "О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы "ПТК ГОСКОНТРОЛЬ" - Модуль "Государственный кадастр отходов"
  5. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (ред. от 03.06.2016) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"
  6. Приказ Минприроды РФ от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности"
  7. Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 <О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541>

ФЗ №195-ФЗ от 30.12.2001 г. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"


Статья 8.2. : Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.


Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:


на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Офис в Москве
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
+7 (499) 281-63-40
ОНЛАЙН-ЗАЯВКА
позволит сэкономить время

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ

  • 30.01.2017
    Разработка паспортов на отходы и подготовка отчетности (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет объектов НВОС (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет НВОС (ЭЦ «Квант-Вега», Зеленоград)
  • 23.12.2016
    Разработка и согласование ППК и ПТР (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 23.12.2016
    Переоформление лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию котельной (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 05.12.2016
    Экспертиза технических устройств (АО «Торговая компания «МЕГАПОЛИС», Московская обл.)
  • 05.12.2016
    Получение протокола и заключения на содержание спирта (ООО «Альфа-Силтэк», Москва)
  • 08.08.2016
    Разработан и зарегистрирован паспорт безопасности вещества («ОСТ», Москва)
  • 20.07.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности (НЦК, Москва)
  • 15.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (ПКФ «Меридиан-Пром», Московская область)
  • 15.07.2016
    Проведена корректировка декларации промышленной безопасности («Стратегия Восток-Запад», Республика Чувашия)
  • 10.07.2016
    Разработан ПЛА и ПТР (ИП Тарасова, Рязанская область)
  • 10.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (РНЦХ им. акад. Б.В Петровского, Москва)
  • 05.07.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 05.07.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО («Брус», Москва)
  • 25.06.2016
    Проведено технический освидетельствование и ЭПБ крана («ТСК Мосэнерго», Московская область)
  • 15.06.2016
    Разработано и согласовано ПТР в Ростехнадзоре (ИП Терехин, Московская область)
  • 10.06.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности («ПСК РЖД», Москва)
  • 10.06.2016
    Разработано ППК на сеть газоптребления («ГРОМмах», Московская область)
  • 08.06.2016
    Подготовлены и переданы в ростехнадзор сведения об организации производственного контроля («Металл», Московская область)
  • 13.04.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА («Технотекс», Московская область)
  • 30.03.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО (детский лагерь «Мечта», Московская область)
  • 23.03.2016
    Подготовка и передача в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля (ТЦ «БЕК», Московская область)
  • 10.03.2016
    Разработка ПМЛЛПА (Дрим Хаус, Московская область)
  • 08.02.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 20.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 15.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 11.01.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора («ЖБИ-Траст», Москва)
comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх