Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферный воздух

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух —  разрешение, устанавливающее предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух увеличивает сумму экологических платежей в 25 раз.


Следует отметить, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры (сначала утверждаем нормативы ПДВ, и только потом подаем заявление на получение разрешения). Также советую заглянуть во вкладку "Штрафы", где разобрана судебная практика.


Разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферный воздух действует в течение 5 лет в Москве и 1 года в Московской области. В Московской области требуется его ежегодное продление. Подробности читайте ниже.


Размер пошлины за выдачу разрешения на выбросы установлен в пунктах 116-117 статьи 333.33 НК РФ и составляет 3500 руб.


Реконструкция и строительство. Во исполнение этого требования п. 1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, установлено, что для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов разрешение на выбросы выдается на срок ведения строи- тельных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.


Таким образом, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период ввода нового объекта в эксплуатацию выдается на основании утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов при условии наличия в ее составе установленных ПДВ, вне зависимости от вида объекта строительства (реконструкции).

Порядок, срок и куда подавать заявление на получение (выдачу) разрешения на выбросы в атмосферу

Общий нормативный правовой акт:  Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)".


Если предприятие перешло в подчинение другому юридическому лицу, но профиль и объемы производства не изменились, то нет необходимости разрабатывать новый проект нормативов ПДВ до окончания срока действия имеющегося проекта. В этом случае осуществляется только переоформление Разрешения на выброс.


1. Московская область. 


НПА: Распоряжение Минэкологии МО от 24.07.2013 N 335-РМ "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экологии и природопользования Московской области государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"


Исполнительный орган: Министерство экологии и природопользования Московской области


С 06.02.2017 будут действовать новые реквизиты. Скачать.


Срок действия разрешения. В соответствии со вторым абзацем пункта 2.3 Распоряжения Министерства экологии и природопользования МО от 24.07.2013 № 335-РМ разрешение выдается сроком на один год, за исключением Заявителей, у которых объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая пробеговые выбросы автотранспорта, не превышает 1 тонны в год, а также в выбросах которых отсутствуют вещества 1 класса опасности, помимо бенз(а)пирена, и вещества 2-го класса опасности, помимо образующихся в результате сгорания автомобильного топлива в двигателях и в результате проведения сварочных работ, которым Разрешение выдается сроком на пять лет.


2. Москва.


НПА: Постановление Правительства Москвы от 26.07.2016 N 465-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в городе Москве"


Исполнительный орган: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы


Срок действия разрешения. В соответствии с пунктом 2.11.2 Постановления Правительства Москвы от 26.07.2016 N 465-ПП: Разрешение выдается на следующие сроки:


- при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ;


- если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы;


- для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более двух лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.


Примечание: Срок действия переоформленного разрешения устанавливается на срок действия ранее выданного разрешения на выброс.


Скачать заявление о выдаче разрешения на выброс вредных веществ в Москве.


3. Санкт-Петербург.


НПА: Распоряжение Комитета №445-р от 23.12.2016 "Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"


Исполнительный орган: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга


Скачать заявление о выдаче разрешения на выброс вредных веществ в Санкт-Петербурге.


4. Республика Татарстан (Казань)


НПА: Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 20.04.2012 N 143-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" 


Исполнительный орган: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ( http://eco.tatarstan.ru)


ВАЖНО: Перечень документов, сроки и порядок выдачи разрешения на выбросы в каждом регионе могут отличаться, так как данная деятельность регулируется местными административными регламентами. Подтверждением тому выступает пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ:

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Перечень необходимой документации для получения разрешения на выбросы

Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в министерство следующие документы (далее - документы, заявление соответственно):



1) заявление о выдаче (переоформлении) разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В случае переоформления указываются причины необходимости переоформления с приложением оригинала выданного ранее разрешения и справки о неизменности производственного процесса. В случае переоформления разрешения в связи с его утратой, порчей оригинал разрешения не представляется;



2) утвержденный в установленном порядке проект нормативов ПДВ (ВСВ) для хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;



3) копии согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных министерством сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана;



4) копию документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;



5) копию документа, подтверждающего внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;



6) копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;



7) копию платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу разрешения.


Перечень документов в разных регионах может отличаться в соответствии с региональными административными регламентами.


Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).


Наши специалисты помогут вам получить и переоформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по Москве и Московской области. Ждем вашего звонка.

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Статья 14);
  3. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
  4. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  5. Приказ Департамента Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы» № 134 от 12 апреля 2012 г. «Об утверждении порядка подготовки и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».
  6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух"
  7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)"

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 N 847 (пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ).


1. Предписания об ограничении выбросов и вредных физических воздействий до уровня, установленного соответствующими разрешениями, выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2002 N 847).


2. Предписания о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, в следующих случаях (пункт 4):


а) при невыполнении предписаний об ограничении выбросов и вредных физических воздействий;


б) при невыполнении плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий;


в) при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия.


3. Предписания о прекращении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при систематическом превышении предельно допустимых или временно согласованных выбросов, а также нормативов вредных физических воздействий, приводящем к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий. Указанные предписания выдаются на основе показателей, определяемых с учетом кратности и повторяемости превышения установленных нормативов выбросов и качества атмосферного воздуха (пункт 5).


Административная ответственность


Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:


  • для граждан - от 2000 до 2500 руб.;

  • для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

  • для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

  • для юридических лиц - от 180 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).


Ситуация из практики - при каких условиях организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения?


При привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности. В судебной практике существуют две точки зрения относительно объема обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны для привлечения к ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения.


Согласно первой позиции, предусмотренный в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ состав правонарушения является формальным и привлечение к ответственности правомерно при установлении самого факта выброса без разрешения. При этом не имеет значения уровень выбросов и то, произошел ли выброс вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отсутствие актов замеров, определения размера ущерба для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения также не имеет. Такой подход выражен, в частности, в следующих судебных актах:


  1. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2010 N А21-6150/2009;

  2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2010 N А56-46639/2008;

  3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 N А21-5176/2009 (Определением ВАС РФ от 04.03.2010 N ВАС-1996/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

  4. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-1357/2009 (Определением ВАС РФ от 30.09.2009 N ВАС-12176/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

  5. Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 N А57-25112/2009 (Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-16459/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

  6. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 N А55-9562/2008;

  7. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2010 N А32-24767/2009-59/556;

  8. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 N А63-4561/2009-С6-25.


В соответствии со второй точкой зрения по данному вопросу загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно. Такие выводы содержатся, в частности, в следующих судебных актах:


  1. Постановление ФАС Центрального округа от 19.10.2009 N А62-1200/2009;

  2. Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2009 N А62-1205/2009;

  3. Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2009 N А62-1204/2009;

  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 N А05-13012/2008;

  5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2010 N А03-1606/2010 (Определением ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-1366/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

  6. Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2009 N А12-11880/2009;

  7. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 N А39-3239/2007.


Необходимо отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.05.2011 N 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данный вывод уже повлиял на судебную практику - имеются акты судов апелляционной инстанции, в которых также указано, что необходимым условием для привлечения к административной ответственности является доказанность факта превышения концентрации вредных веществ над установленными нормативами. При этом выводы судов обосновываются в том числе ссылкой на позицию, высказанную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 17254/10 (см., например, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 N А17-2748/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N А12-6444/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 15АП-4093/2012).


В связи с этим рекомендуем лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, обратить внимание, на основании каких доказательств орган, осуществляющий государственный экологический контроль, принимает соответствующее решение. Если превышение концентрации вредных веществ не доказано путем отбора проб воздуха, проведения их лабораторных исследований, то постановление органа, привлекшего лицо к ответственности, можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ и то, как она повлияла на складывающуюся судебную практику, шансы на успешное обжалование в таком случае велики.


Ситуация из практики - к какой ответственности должно быть привлечено лицо, осуществляющее выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если в имеющемся у него разрешении были указаны не все источники выброса или не все вредные (загрязняющие) вещества, выброс которых производился?


В части 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а в ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ - за нарушение условий разрешения. При этом суммы штрафов по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса ниже, чем за осуществление выброса без разрешения.


Согласно существующей судебной практике осуществление выброса из источника, не включенного в имеющееся разрешение наряду с другими источниками загрязнения, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, так же как и за осуществление выброса в отсутствие разрешения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2009 N А27-8071/2009). К такой же ответственности привлекается лицо, которое осуществляет выброс вредного вещества, не указанного в имеющемся у него разрешении (Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2010 N А14-4394-2010/136/22). Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в данном случае неприменима.


Источник: Консультант-Плюс

Офис в Москве
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
+7 (499) 281-63-40
ОНЛАЙН-ЗАЯВКА
позволит сэкономить время

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ

  • 22.03.2017
    Расчет и составление декларации о плате за НВОС (ООО «Санмакс», Москва)
  • 30.01.2017
    Разработка паспортов на отходы и подготовка отчетности (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет объектов НВОС (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет НВОС (ЭЦ «Квант-Вега», Зеленоград)
  • 23.12.2016
    Разработка и согласование ППК и ПТР (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 23.12.2016
    Переоформление лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию котельной (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 05.12.2016
    Экспертиза технических устройств (АО «Торговая компания «МЕГАПОЛИС», Московская обл.)
  • 05.12.2016
    Получение протокола и заключения на содержание спирта (ООО «Альфа-Силтэк», Москва)
  • 08.08.2016
    Разработан и зарегистрирован паспорт безопасности вещества («ОСТ», Москва)
  • 20.07.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности (НЦК, Москва)
  • 15.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (ПКФ «Меридиан-Пром», Московская область)
  • 15.07.2016
    Проведена корректировка декларации промышленной безопасности («Стратегия Восток-Запад», Республика Чувашия)
  • 10.07.2016
    Разработан ПЛА и ПТР (ИП Тарасова, Рязанская область)
  • 10.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (РНЦХ им. акад. Б.В Петровского, Москва)
  • 05.07.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 05.07.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО («Брус», Москва)
  • 25.06.2016
    Проведено технический освидетельствование и ЭПБ крана («ТСК Мосэнерго», Московская область)
  • 15.06.2016
    Разработано и согласовано ПТР в Ростехнадзоре (ИП Терехин, Московская область)
  • 10.06.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности («ПСК РЖД», Москва)
  • 10.06.2016
    Разработано ППК на сеть газоптребления («ГРОМмах», Московская область)
  • 08.06.2016
    Подготовлены и переданы в ростехнадзор сведения об организации производственного контроля («Металл», Московская область)
  • 13.04.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА («Технотекс», Московская область)
  • 30.03.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО (детский лагерь «Мечта», Московская область)
  • 23.03.2016
    Подготовка и передача в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля (ТЦ «БЕК», Московская область)
  • 10.03.2016
    Разработка ПМЛЛПА (Дрим Хаус, Московская область)
  • 08.02.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 20.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 15.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 11.01.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора («ЖБИ-Траст», Москва)
comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх