Москва: +7 (499) 281-63-40
Казань: +7 (843) 245-13-46

Планы мероприятий | Какие бывают

Все, кто связан с эксплуатацией опасных производственных объектов (ОПО) так или иначе пересекался с планированием и(или) непосредственной локализацией и ликвидацией аварийных ситуаций на ОПО. Для этих целей разрабатывались Планы ликвидации аварий, Планы ликвидации аварийных ситуаций или Планы локализации и ликвидации аварий. С целью сократить длинное название, да и в разговорной речи зачастую использовались сокращения – ПЛА или ПЛАС

Чем отличаются все эти Планы друг от друга? 

В каком виде они существуют в настоящий момент, в связи со значительными изменениями в законодательстве в области промышленной безопасности? В данной статье вы найдете исчерпывающий ответ на данный вопрос.


До 01.01.2014 г. (№ 22-ФЗ от 04.03.2015 г.) в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» прямого требования разработки каких-либо Планов не было, существовало требование «… планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте …». Требования к разработке Планов содержались в подзаконных актах, а именно в конкретных правилах безопасности по видам ОПО. Например, в отмененных «Правилах безопасности систем газораспределения и газопотребления» (ПБ 12-529-03) содержалось требование разработки Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Подобные требования по разработке ПЛА или ПЛАС содержались практически во всех отраслевых правилах безопасности. Стоит отметить, что требования к структуре, содержанию, срокам пересмотра Планов для разных ОПО отличались друг от друга и как правило регламентировались отдельными документами (например, отмененные РД 11-561-03 для металлургических производств) либо теми же правилами безопасности (ПБ 03-498-02 для открытых горных работ).


Нельзя сказать, что в области промышленной безопасности был полный беспорядок с разработкой ПЛА и ПЛАС, но единого подхода к целям и задачам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий не наблюдалось вплоть до января 2014 года после внесения изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 22-ФЗ от 04.03.2015 г.).

С начала 2014 года в ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» появилось требование, которого в предыдущих редакциях не было:


«Планирование мероприятий …, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий».

(п. 2, ст. 10, 116-ФЗ

 
В этой же статье указывается, что «Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации». Этим документов является «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730). Чаще его еще называют – «730-е Постановление».
730-е Постановление устанавливает единый стандарт разработки Планов мероприятий, а именно:


- определяет единую структуру и содержание;
- устанавливает сроки действия в зависимости от типа ОПО и его класса опасности;
- устанавливает причины и сроки пересмотра;

- определяет должностных лиц, которые должны утверждать и согласовывать ПМЛЛА.

Необходимо так же отметить следующие моменты, вытекающие из 730-го Постановления и 116-ФЗ в части требований к Планам мероприятий:

1. Обязательность разработки Планов мероприятий для конкретных типов ОПО устанавливается только Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и не в коем случае не может определяться правилами безопасности как это было раньше;

2. Разработка других документов кроме ПМЛЛА с целью планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО не предусматривается.

Но как же быть с наличием требований к различным «Планам ликвидаций аварий» в Федеральных нормах и правилах (ФНП)?

В настоящий момент в ФНП для отдельных типов ОПО имеются требования к наличию на предприятиях Планов ликвидации аварий, Планов локализации аварийных ситуаций и т.д. Разрабатывать в дополнение к Плану мероприятий еще и указанные ПЛА или ПЛАС?! На самом деле все гораздо проще – ПЛА либо любые другие Планы являются составной частью ПМЛЛА, а именно его специальной частью: 

 

«… 11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

12. Общие разделы плана мероприятий содержат:

а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;

б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

13. Специальные разделы плана мероприятий

а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;

б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности».

 (730-е Постановление)


В итоге получается, что План мероприятий состоит из общей и специальной частей (т.е. ПЛА (ПЛАС)).

Из всех Федеральных норм и правил в области промбезопасности, наиболее ясно определена взаимосвязь между ПМЛЛА и ПЛА в ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах» и «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах»:


«На шахте разрабатывают план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. В план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах включается специальный раздел, определяющий порядок действий в случае аварии по спасению людей и ликвидации аварий в начальный период возникновения и предупреждения ее развития, — план ликвидации аварий (далее — ПЛА) в горных выработках шахты. ПЛА в горных выработках шахты разрабатывают в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах …».

(п. 23 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах»)


Единственным документом, который может разрабатываться в некоторых случаях одновременно с ПМЛЛА является ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Требования к разработке ПЛАРН устанавливаются «Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621) и Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов (ОПО МТ)» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. № 520):

«…106. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатывают для ОПО МТ в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516).

107. Для ОПО МТ, на которых обращаются нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разливов за пределы ОПО МТ должны быть разработаны и утверждены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569),планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

(ФНП «Правила безопасности ОПО МТ»)

   


Действующие планы мероприятий

Согласованный с ПАСФ ПЛАС.jpg1. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах 1,2,3 класса опасности (ПЛА) - должен быть на опасных производственных объектах 1,2 и 3 класса опасности. В ПЛА не включаются объекты использующие оборудование работающее под давлением и грузоподъемные механизмы.


Согласование: с профессиональным аварийно-спасательным формированием.

Законодательство: статья 10 ФЗ-116 "О промышленной ..."; Постановление Правительства РФ № 730 от 26.08.2013 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах"




План ликвиквидации аварийных ситуаций2. План локализации и ликвидации аварий - разрабатывается на каждый опасный производственный объект химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности не зависимо от класса опасности. Содержание плана локализации и ликвидации аварий должно соответствовать технологическому регламенту производства продукции в части мер и способов устранения возможных аварийных ситуаций. Так же согласно законодательства сокращенное название данного документа - ПЛА.


Согласование: согласование не требуется.

Разработать необходимо в соответствии: Приказ Ростехнадзора №96 от 11.03.2013 г. "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств";

Приказ Ростехнадзора от 20.11.2013 г. №554 "Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред"


Рекомендации по разработке: Приказ Ростехнадзора №781 от 26.12.2012 г. "Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах".


3. План локализации и ликвидации аварий для ТЭС (ПЛА) - должен быть на тепловых электрических станция в дополнение в ПЛА разрабатываемому по ПП РФ №730. Данный ПЛА содержит более полную информацию, в отличие от ПЛА по ПП РФ №730 и разрабатывается для каждой сети газораспределения и газопотребления ТЭС.


Согласование: Согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий.

Законодательство: Статья 20 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 г. №542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 г. №781 "Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах".


4. План ликвидации аварий в горных выработках шахты (ПЛА) - специальный раздел включающийся в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий для опасных производственных объектов "Угольные шахты". Данный раздел определяет порядок действий в случае аварии по спасению людей и ликвидации аварий в начальный период возникновения аварии, а так же действия по предупреждению развития аварии.


Согласование: Командир военизированного горноспасательного отряда.

Законодательство: Приказ Ростехнадзора от 19.11.2013 г. №550 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах"; Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 г. №681 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах"; Приказ Ростехнадзора от 24.05.2007 г. №364 "Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях".



Условно действующие планы мероприятий

1. План ликвидации аварий на взрывопожароопасных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья (ПЛА) - документ в котором предусматриваются мероприятия по максимально возможному исключению воздействия опасных факторов аварий (взрывов и пожаров) на обслуживающий персонал, мероприятия по максимально возможному снижению разрушающего воздействия взрывов на оборудование, здания и сооружения, оперативные действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций, а в случае возникновения аварии, мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией, по локализации аварий, по исключению повторных загораний, пожаров и взрывов, максимальному снижению тяжести последствий. 


Для разработки данного документа не имеет значение какой 3 или 4 класс опасности у Вашего объекта. Разрабатывать документ "нужно", так как на данный момент Правила не отменены, хотя фактически это расширенный и дополненный План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПП РФ №730)


Согласование: Территориальный орган Ростехнадзора.

Законодательство: Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 19.06.2003 г. №96 "Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья" 



Отмененные планы мероприятий

Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) - документ содержащий данные по локализации и ликвидации аварийных ситуаций. ПЛАС был обязателен с 08.06.2003 г. по 25.03.2013 г. для всех взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов. Так же с 28.12.2006 г. и до момента его отмены, данный документ проходил экспертизу промышленной безопасности, заключение которой согласовывалось с территориальным органом Ростехнадзора. После отмены данного документа аббревиатура "ПЛАС" не встречается более ни в одном законе и отправлена на пенсию.

Согласование: Положительное заключение Экспертизы промышленной безопасности ПЛАС.

Закононадтельство: Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18.04.2003 г. №14 "Об утверждении Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах" (Отменен);

Приказ Ротстехнадзора от 15.11.2006 г. №1005 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы".

Офис в Москве
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
+7 (499) 281-63-40
ОНЛАЙН-ЗАЯВКА
позволит сэкономить время

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ

  • 30.01.2017
    Разработка паспортов на отходы и подготовка отчетности (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет объектов НВОС (ООО «ВИСТ», Балашиха)
  • 30.01.2017
    Постановка на учет НВОС (ЭЦ «Квант-Вега», Зеленоград)
  • 23.12.2016
    Разработка и согласование ППК и ПТР (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 23.12.2016
    Переоформление лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию котельной (ОАО «ЗВИ», Москва)
  • 05.12.2016
    Экспертиза технических устройств (АО «Торговая компания «МЕГАПОЛИС», Московская обл.)
  • 05.12.2016
    Получение протокола и заключения на содержание спирта (ООО «Альфа-Силтэк», Москва)
  • 08.08.2016
    Разработан и зарегистрирован паспорт безопасности вещества («ОСТ», Москва)
  • 20.07.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности (НЦК, Москва)
  • 15.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (ПКФ «Меридиан-Пром», Московская область)
  • 15.07.2016
    Проведена корректировка декларации промышленной безопасности («Стратегия Восток-Запад», Республика Чувашия)
  • 10.07.2016
    Разработан ПЛА и ПТР (ИП Тарасова, Рязанская область)
  • 10.07.2016
    Проведена аттестация специалистов по правилам промышленной безопасности (РНЦХ им. акад. Б.В Петровского, Москва)
  • 05.07.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 05.07.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО («Брус», Москва)
  • 25.06.2016
    Проведено технический освидетельствование и ЭПБ крана («ТСК Мосэнерго», Московская область)
  • 15.06.2016
    Разработано и согласовано ПТР в Ростехнадзоре (ИП Терехин, Московская область)
  • 10.06.2016
    Проведена экспертиза промышленной безопасности («ПСК РЖД», Москва)
  • 10.06.2016
    Разработано ППК на сеть газоптребления («ГРОМмах», Московская область)
  • 08.06.2016
    Подготовлены и переданы в ростехнадзор сведения об организации производственного контроля («Металл», Московская область)
  • 13.04.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА («Технотекс», Московская область)
  • 30.03.2016
    Получено свидетельство о регистрации ОПО (детский лагерь «Мечта», Московская область)
  • 23.03.2016
    Подготовка и передача в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля (ТЦ «БЕК», Московская область)
  • 10.03.2016
    Разработка ПМЛЛПА (Дрим Хаус, Московская область)
  • 08.02.2016
    Разработка ППК, ПТР и ПМЛЛПА (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 20.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (ПТК «ФИНКО», Москва)
  • 15.01.2016
    Свидетельство о регистрации ОПО (Международная гимназия в Новых Вешках, Московская область)
  • 11.01.2016
    Получение лицензии Ростехнадзора («ЖБИ-Траст», Москва)
comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments
inform
«региональная промышленная стратегия»
ООО «РПС»
inform
Контакты
+7 (499) 281-63-40 
inform
адрес
Россия, 109029, Москва
ул. Талалихина, д.1, к.3
На верх