Впервые в России потребителям был отправлен танкер с нефтью, добытой в промышленных масштабах на шельфе северных морей России.
Эта нефть получена на первой отечественной морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная», установленной "Газпромом" в 55 км от ненецкого поселка Варандей. Транспортировал арктическую шельфовую нефть арктический танкер «Михаил Ульянов», созданный по финской технологии на «Адмиралтейских верфях».
Данное событие, без сомнения, можно назвать очень значимым. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи. И это существенным образом укрепит энергетическую безопасность нашей страны. Шельфовые проекты, разворачивающиеся сейчас в западной части российской Арктики, у берегов НАО, не только дают мощный толчок развитию науки, машиностроения, нефтехимии, медицины и т. д., но и комплексно преображают северные территории.
Старт освоению шельфовых богатств северных морей не случайно был дан именно с Печорского моря. Здесь небольшие глубины и хорошие запасы углеводородов. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения, например, составляют 70 млн тонн, и «Газпром» намерен добывать на этом месторождении по 6 млн тонн нефти ежегодно.
Следующий шаг национального газового концерна — подготовка к вводу в эксплуатацию Долгинского нефтяного месторождения, которое расположено в центральной части Печорского моря в 110 км к северу от берега Ненецкого автономного округа. Глубина моря в этом районе составляет 35–55 метров, а извлекаемые запасы месторождения оцениваются более чем в 200 млн тонн нефтяного эквивалента.
Нефтегазовое сотрудничество: Газпром, Роснефть и ExxonMobil
Следом за «Газпромом» на шельф Баренцева и Печорского морей в сотрудничестве с ExxonMobil приходит и «Роснефть». Общий объем ее инвестиций в проекты по добыче нефти и газа на шельфе Арктики составит более 400 млрд долларов. Летом этого года «Роснефть» начала геологоразведочные работы на пяти лицензионных участках Баренцева и Печорского морей, совокупные извлекаемые запасы нефти которых оцениваются почти в 2 млрд тонн, газа — более чем в 2 трлн кубометров.
Развитие проектов по добыче нефти в западной части шельфа российской Арктики дает возможность начать полноценно добывать в этой части России и газ. На материковой части Ненецкого АО имеются газоконденсатные месторождения с запасами газа более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, так как нет инфраструктуры транспортировки. Поэтому «Роснефть» вместе с группой «Аллтек» планирует строить на базе этих месторождений завод по сжижению природного газа, продукция которого затем будет транспортироваться крупнотоннажными танкерами по Севморпути потребителям в Европу и Юго-Восточную Азию.
При этом речь идет не только о строительстве самого завода, но и о создании вместе с федеральными и окружными властями нового производственно-логистического центра в западной части российской Арктики. Его центральной частью станет круглогодичный морской порт в бухте Индига, которая не замерзает большую часть года и имеет достаточные глубины, чтобы принимать крупнотоннажные суда. Поэтому здесь самое удобное место для размещения не только терминалов по отгрузке СПГ, но и нефтеналивных терминалов, ремонтной базы флота, участвующего в реализации шельфовых проектов, аварийно-спасательного центра.
Реализация шельфовых проектов также с особой остротой ставит вопрос о безопасности добычи нефти и газа для окружающей среды. Первые месяцы промышленной эксплуатации МЛСП «Приразломная» и ход геологоразведочных работ в Баренцевом и Печорском морях показали безопасность применяемых технологий и оборудования для хрупкой северной природы. Технологии, которые применяются сегодня на платформе “Приразломная”, являются безаварийными и экологически чистыми.
Исследовательская деятельность
Наряду с этим нефтегазовые компании принимают самое активное участие в возобновлении исследований Арктики, позволяющих получить практические данные о морских течениях, ветрах, образованиях льдов и экологической ситуации в арктической зоне в целом. Важно достоверно знать, что сейчас происходит в Арктике, чтобы предупреждать появление экологических рисков.
«Роснефть», например, в этом году создает комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике и с бортов двух ледоколов проводит мониторинг состояния морской фауны на Северном морском пути. «Газпром» же, совместно с сотрудниками Ненецкого заповедника и Зоологического института РАН изучает морскую среду в прибрежье островов Печорского моря и тренирует своих специалистов-нефтедобытчиков на командно-штабных и комплексных учениях по ликвидации условных аварийных разливов нефти на шельфе.
Мировая технологическая мысль движется в сторону создания полностью автоматизированных комплексов, которые будут добывать нефть и газ на морском шельфе под водой (подо льдом). Элементы подобных комплексов уже созданы в Норвегии, Японии и России. Поскольку в основе большинства техногенных аварий лежит все же человеческий фактор, дальнейшая работа в этом направлении уменьшит риск для окружающей среды Арктики.