Несмотря на то, что Китай является наиболее активной державой по захвату африканских рынков, на пятки ему наступают Индия и ряд других стран третьего мира.
Если США в последние месяцы радикально сократили импорт углеводородов из этой страны – в день страна закупает около 200 тыс. баррелей, то на долю Индии приходится до 30% от ежедневной добычи нигерийской нефти, которая составляет 2,5 млн баррелей.
Конечно, перед Китаем у Индии есть серьезный минус – за компаниями из Поднебесной стоит мощная государственная поддержка, а индийские предприниматели вынуждены действовать на свой страх и риск. Вот почему китайские компании (зачастую государственные) обычно получают крупные заказы по развитию инфраструктуры: строительство морских портов, железных и автомобильных дорог, мостов, стадионов и другие. Индийские предприниматели же вынуждены довольствоваться меньшим, инвестируя в сельское хозяйство, автомобилестроение и образование.
И все же Индия укрепляет свои позиции: как заявляет министр коммерции и промышленности Индии Ананд Шарма, в следующем году планируется увеличить объем торговли со странами Африки до 100 млрд долл. И если даже эта цифра завышена, она показывает, насколько важен для Индии этот вектор развития торговли. Уже сейчас держава является крупнейшим торговым партнером нескольких африканских стран – не только Нигерии, но и ЮАР, Египта и Анголы, импортируя сырую нефть, золото, хлопок-сырец, драгоценные камни, ткани.
Державы третьего мира активно входят на рынок Африки
Торговлю с Африкой активно развивают еще 3 страны – Южная Корея, Бразилия и Турция. В целом доля участия этих относительно новых партнеров Африки распределяется так:
- Китай – 38,5%, Индия – 14,1%, Южная Корея – 7,2%, Бразилия – 7,1%, Турция – 6,5%.
- На другие страны приходится 26,7%.
Наступление держав третьего мира на африканский рынок происходит на фоне ослабления традиционных торговых отношений между Африкой и европейскими державами, поскольку последние перестали считать Африку перспективным рынком. Роковым образом на этот процесс повлияла деколонизация, проходившая во второй половине ХХ века.
Особенностью большинства стран Черного континента является крайняя нестабильность режимов – компания, которая заключила соглашение о каких-либо операциях при нынешнем режиме, уже завтра может оказаться вынуждена заново договариваться с новым. В этих условиях гуманитарная помощь стала чуть ли не более распространенной формой взаимодействия с Африкой, чем торговля с ней.
Проблема коррумпированности Черного континента
Еще одним бичом деловых отношений со странами Черного континента служит крайняя коррумпированность режимов – заказы зачастую выигрывают не те, кто может их исполнить лучше и дешевле, а те, кто договорился с нужным чиновником. И к этим правилам игры Китаю и Индии не привыкать. В самой Индии государственные структуры глубоко коррумпированы: даже небольшая компания вынуждена то и дело тратиться на взятки чиновникам. В Китае уровень коррупции невысок, но в отношениях с зарубежными партнерами и даже целыми режимами китайские компании охотно прибегают к дипломатическим методам, которыми западные компании бы погнушались.
Начиная с 1990 года и по настоящее время уровень экспорта в Азию ежегодно рос на 10,4%, намного опережая рост аналогичных показателей торговли с США (4,6%) и странами ЕС (3.7%). Жители стран третьего мира легче находят между собой общий язык, и Африка с каждым годом становится все ближе к Азии. Зависимость ее от азиатских стран в будущем может стать такой же судьбоносной, как зависимость Южной Америки от Северной. В конечном итоге это – один из факторов, ведущих к перемещению экономического полюса мира с Запада на Восток.