К заявлению он добавил следующее: «А если газ перекроют, где вы его возьмете? Даже если мистер Обама скажет, что будет экспортировать сланцевый газ… Как он попадет из Северной Дакоты в Эстонию? Это приличное расстояние, понадобятся огромные танкеры».
Реплика Стефана Гарелли демонстрирует то, что он просто не осведомлен, что для Эстонии словосочетание «сланцевый газ» давно наполнено несколько иным смыслом. Этот вид топлива начали поставлять из города Кохтла-Ярве в Ленинград еще в середине прошлого века, почти сразу после войны, когда до восстановления разрушенного трубопровода природного газа было еще очень далеко, а бытовые потребности жителей росли.
Эстонский сланцевый газ не добывается из недр, а является неизбежным побочным продуктом сланцепереработки. Сегодня его использование в бытовых целях запрещено из-за ужесточения санитарных норм. Однако как топливо он вполне способен заменить природный газ.
Председатель правления АО «Эстонэнерго» (Eesti Energia AS) Сандор Лийве подчеркнул, что сланцеперерабатывающая промышленность Эстонии успешно развивается. Главной стратегической задачей является совершенствование технологических процессов в отрасли.
Решение газового вопроса поможет снизить остроту социальных проблем
Помимо чисто экономических выгод новая стратегия Eesti Energia AS позволит снизить остроту социальных проблем в регионе Ида-Вирумаа (северо-восток Эстонии, граничащий с Россией), где проживает преимущественно русскоязычное население. По словам Сандора Лийве, с расширением производства в Ида-Вирумаа будет расти потребность в рабочей силе, и очень важно, чтобы у инженеров, химиков, энергетиков и шахтеров был резерв. Согласно исследованиям социально-экономического влияния предприятий сланцевой отрасли на общую ситуацию в регионе, рабочие места, связанные с этим индустриальным сектором, формируют примерно четверть рынка труда в Ида-Вирумаа. Половина этих рабочих мест (около 7 тыс.) напрямую связана с добычей и переработкой сланца, при этом 5 тыс. человек трудятся на предприятиях Eesti Energia, а остальные – в частных компаниях отрасли, таких как Kiviõli Keemia Tööstuse OÜ, Viru Keemia Grupp (VKG) и др. Вторая половина рабочих мест, то есть еще около 7 тыс., относится к сферам, так или иначе связанным со сланцем, – товаров, услуг, транспорта, обслуживания оборудования и т.д.
Опросы социологической фирмы TNS Emor показали, что создание рабочих мест предприятиями сланцевой промышленности считают основной ценностью 23% жителей Эстонии.
Далее в ряду достоинств отрасли называются, в частности, более дешевое по сравнению с использованием других видов топлива электричество (19,5% опрошенных), получение прибыли государством и позитивное влияние на оживление экономики (17%).
Стоит заметить, что ежегодно в бюджет уезда Ида-Вирумаа только от подоходного налога работников сланцеперерабатывающий промышленности поступает примерно 11 млн евро, то есть по меньшей мере 1 млн в месяц.
Мнения известных ученых
Кандидат экономических наук Николай Куташов комментирует: «Технология, в результате которой образуется сланцевый газ, различается по исходному сырью. Если перерабатывается кусковой сланец, то образуется так называемый генераторный газ калорийностью 600-700 Ккал. При переработке мелкозернистого сланца газ имеет уже калорийность 8-9 тыс. Ккал, что приближает его по качеству к природному газу, имеющему в среднем 9,5 тыс. Ккал. В любом случае выбрасывать этот продукт в атмосферу категорически запрещено, да и неразумно. И если его не просто сжигать, чтобы «топить воздух», а использовать как топливо для собственных нужд, то значительно снижается себестоимость прямого продукта, что бы это ни было – сланцевое масло, энергия или что-то иное».
Другой эксперт, известный в Эстонии предприниматель и общественный деятель Райво Варе, считает, что собственный сланцевый газ в Эстонии вполне способен сыграть роль альтернативного топлива в случае сокращения или полного прекращения поставок природного газа из России. Сам Райво Варе в подобное развитие событий не верит, как и в то, что Россия реально перекроет газовый вентиль для Украины. Эксперт считает, что стороны сумеют достичь компромисса, потому что опорожнить трубу несложно, но чтобы впоследствии заполнить ее вновь, потребуются такие финансовые, физические и технические затраты, которые реально не могут быть окупаемыми.