Постановление Минтруда РФ от 10.12.2002 N 77
"Об утверждении правил аккредитации органов по сертификации и правил аккредитации испытательных лабораторий"
Настоящие Правила устанавливают общие требования к аккредитации органов по сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (далее - ССОТ).
Настоящие Правила предназначены для использования при создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации <*>, а также при проведении инспекционного контроля за их деятельностью.
--------------------------------
<*> В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации можно использовать термин "сертификационный центр" или "центр по сертификации".
Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143, N 31, ст. 3832);
Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" (зарегистрировано Минюстом России 26 июля 2002 г. N 3622).
1. Проведение сертификации работ по охране труда в организациях (далее - сертификация) осуществляется органами по сертификации, аккредитованными на компетентность и независимость аккредитующим органом - Минтрудом России на основании аттестатов аккредитации, выдаваемых в установленном порядке.
Аттестат аккредитации выдается на 5 лет.
2. Аккредитация органов по сертификации в ССОТ является официальным признанием их компетентности и независимости от организаций, в которых осуществляется сертификация.
Область аккредитации определятся номенклатурой объектов сертификации и нормативными правовыми актами по охране труда, на соответствие которым проводится сертификация.
3. Органы по сертификации создаются на базе организаций различных форм собственности и их объединений, имеющих юридический статус в соответствии с действующим законодательством и отвечающих требованиям компетентности и независимости (далее - организации).
4. Для деятельности в отраслевых подсистемах ССОТ организация может быть аккредитована в качестве органа по сертификации с определенной областью аккредитации.
5. Организация, не имеющая необходимой испытательной базы, по решению Минтруда России может быть аккредитована в качестве органа по сертификации при наличии официально оформленных договорных отношений с аккредитованными в ССОТ испытательными (измерительными) лабораториями, центрами (далее - испытательные лаборатории) или одновременно с аккредитацией таких испытательных лабораторий.
6. В процессе своей деятельности для выполнения работ по сертификации орган по сертификации может привлекать внештатных экспертов по сертификации.
7. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации, должна иметь фонд нормативной документации (далее - НД), включающий нормативные правовые акты по охране труда, а также нормативные и организационно-методические документы ССОТ. В штат организации должны включаться не менее двух экспертов по сертификации.
8. Орган по сертификации должен обладать соответствующей структурой и разрабатывать процедуры, необходимые для актуализации фонда НД, т.е. должна постоянно проводиться работа по внесению изменений, уточнению номенклатуры установленных в НД требований, требующих подтверждения при сертификации.
9. Свою деятельность орган по сертификации должен осуществлять в соответствии с положением о нем, разработанным на основе настоящих Правил. Положение должно устанавливать область аккредитации, описание юридического статуса, состав и структуру, функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие с другими органами и организациями, а также испытательными лабораториями при проведении измерений, финансовые и другие аспекты деятельности.
10. Положение об органе по сертификации утверждается руководителем организации, на базе которой образован орган по сертификации, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, или в порядке, установленном правилами соответствующей отраслевой подсистемы ССОТ.
11. Орган по сертификации должен иметь документально оформленную систему качества, отвечающую характеру и объему выполнения работ.
12. Основополагающим документом системы качества должно быть руководство по качеству, обеспечивающее уверенность в возможности органа по сертификации действовать в ССОТ, включающее:
заявление органа по сертификации о политике в области качества;
информацию о правовом положении органа по сертификации;
сведения о составе и квалификации работников, организационной структуре органа по сертификации, распределении функций, правах, обязанностях и ответственности подразделений и работников;
задачи и функции руководства органа по сертификации;
информацию об организации обучения и повышения квалификации персонала, занимающегося сертификацией;
процедуры сертификации или ссылки на документы, где они описаны;
типовые программы проведения сертификации;
порядок оплаты работ по сертификации;
порядок привлечения внештатных экспертов по сертификации;
процедуры инспекционного контроля за сертифицированными объектами или ссылки на документы, где они описаны;
процедуры апелляций;
порядок аннулирования и приостановки действия сертификата;
порядок разработки и внесения изменений в документацию, относящуюся к деятельности по сертификации;
порядок регистрации, учета и хранения информации о деятельности по сертификации;
журналы регистрации материалов по сертификации;
должностные инструкции работников, занимающихся сертификацией;
правила, обеспечивающие конфиденциальность информации, получаемой в ходе деятельности органа по сертификации;
порядок публикации результатов работ по сертификации;
порядок проведения внутренней проверки системы качества органа по сертификации;
формы рабочих документов (заявки на проведение работ по сертификации, сертификаты и др.);
порядок ведения архивов.
В руководстве по качеству должен быть лист ознакомления персонала, имеющий графу "С руководством по качеству" ознакомлен", с указанием должности, фамилии, имени, отчества, наличием подписи. При необходимости руководство по качеству может содержать другие вопросы.
13. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации, должна иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации.
14. В органе по сертификации должен вестись учет сведений о квалификации, обучении, профессиональном опыте каждого работника, а также внештатных экспертов по сертификации. Орган по сертификации организует повышение квалификации своих работников.
15. Все работники органа по сертификации должны иметь должностные инструкции и знать их содержание.
16. Эксперты и члены комиссий, осуществляющие сертификацию в конкретной организации, не должны быть работниками этой организации или организаций, заинтересованных в результатах сертификации.
17. В органе по сертификации может создаваться Совет при руководстве с совещательными функциями (например, участие в формировании политики органа по сертификации; координация работ по сертификации, рассмотрение методических и рабочих материалов органа по сертификации и др.). В состав Совета могут (по согласованию) включаться представители работодателей, профсоюзных и иных представительных органов работников, органов государственного надзора и контроля и других заинтересованных сторон.
18. Документы по сертификации подлежат учету и хранению в подразделении органа по сертификации, определенном его руководителем. Длительность хранения документов - не менее 7 лет. Срок хранения документов в случае, когда заявителю отказано в выдаче сертификата, не должен быть менее срока, установленного для подачи апелляции на результаты сертификации.
19. Все подлинники документов, принятых на хранение, учитываются в инвентарной книге или иным способом, обеспечивающим надежные учет и хранение информации; каждому документу присваивается индекс и номер. Хранению подлежат:
заявки организаций (с прилагаемыми материалами);
программы проверок;
акты проверок;
отчеты о результатах проверок (при сертификации, при подтверждении сертификата, при инспекционном контроле);
заявки на повторные проверки;
документы о результатах инспекционного контроля за органом по сертификации;
журналы регистрации сертификатов;
хоздоговоры на проведение работ по сертификации;
документы о рассмотрении апелляций;
другие документы по усмотрению органа по сертификации.
Система хранения документов должна обеспечивать конфиденциальность (невозможность доступа к документам лиц, не допущенных к работе с этими документами).
20. Минтруд России может устанавливать дополнительные требования к органу по сертификации, обусловленные отраслевыми и иными производственными особенностями в соответствии с областью аккредитации.
21. Основными функциями органа по сертификации являются:
формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации;
проведение сертификации по заявкам заявителей;
оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (далее - сертификатов безопасности);
инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
ведение банка данных организаций - обладателей сертификатов безопасности;
ведение реестра привлекаемых для целей сертификации независимых организаций и экспертов по сертификации;
подготовка и представление в Центральный орган ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.
22. Орган по сертификации в соответствии с возложенными на него функциями обязан:
соблюдать установленные сроки сертификации;
обеспечивать достоверность и объективность результатов сертификации;
обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе работ по сертификации и составляющей коммерческую тайну организаций-заявителей;
обеспечивать учет и хранение документов и рабочих материалов по сертификации;
иметь и соблюдать порядок рассмотрения апелляций в случае несогласия проверяемых организаций с результатами работы в процессе сертификации;
представлять в Минтруд России информацию о своей деятельности, извещать о структурных и качественных изменениях, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;
обеспечивать представителям Минтруда России возможность проведения инспекционного контроля, наблюдения за ходом проведения сертификации, проведения совместных проверок и ознакомления с необходимыми материалами;
приостанавливать (прекращать) деятельность по сертификации в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации;
выполнять финансовые обязательства, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем органа по сертификации.
23. Аккредитующим органом является Минтруд России.
24. Организация, претендующая на право стать органом по сертификации, направляет в Минтруд России заявку на аккредитацию органа по сертификации в ССОТ (приложение N 1 к настоящим Правилам), предварительно согласованную с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, или центральным органом отраслевой подсистемы ССОТ.
Одновременно с заявкой направляются следующие документы:
копия устава или положения об организации;
справка о деятельности организации, свидетельствующая о ее компетентности в заявляемой области деятельности;
проект положения об органе по сертификации;
копия устава или положения об организации (в случае, если орган по сертификации создается в составе организации, являющейся юридическим лицом);
сведения о работниках органа по сертификации (приложение N 2 к настоящим Правилам);
сведения о внештатных экспертах по сертификации (приложение N 3 к настоящим Правилам);
проект руководства по качеству;
перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;
проект договора на проведение аккредитации;
проект приказа о функционировании органа по сертификации;
другие материалы по усмотрению заявителя.
Все документы представляются в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе (электронная версия документов на ГМД 3,5", выполненная в программной среде не ниже уровня WORD 6).
25. Аккредитация органов по сертификации предусматривает следующие этапы:
предварительная (заочная) оценка готовности организации к аккредитации (экспертиза представленных документов);
окончательная проверка организации, принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации по результатам экспертизы и проверки заявителя;
оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации (при положительном решении об аккредитации);
проведение последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.
26. Экспертизу заявок и документации Минтруд России поручает, как правило, Научно-методическому центру сертификации. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия документов заявителя требованиям настоящих Правил.
27. Окончательную проверку заявителя осуществляет комиссия по аккредитации, формируемая Минтрудом России таким образом, чтобы обеспечить компетентную и объективную оценку в возможно короткий срок и с минимальными затратами. Комиссия может формироваться из числа представителей Минтруда России, Центрального органа ССОТ, Научно-методического центра сертификации, экспертов по сертификации ССОТ. По согласованию в состав комиссии могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственной экспертизы условий труда), организаций, компетентных в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов, специализированных научно-исследовательских организаций, кафедр ВУЗов и т.д.).
В состав комиссии не включаются представители аккредитуемой организации и других организаций, заинтересованных в результатах ее аккредитации.
28. В ходе работы комиссии по аккредитации проверяется соответствие фактического состояния заявителя представленным документам и его способность выполнять заявленные функции.
После проведения проверки комиссия должна подготовить акт о результатах оценки готовности органа по сертификации к выполнению работ по сертификации в организациях (далее - акт) (приложение N 4 к настоящим Правилам), ознакомить с его содержанием заявителя и направить его в Минтруд России.
Акт должен содержать:
сведения о членах комиссии и их подписи;
наименование и адрес аккредитуемой организации, заявленную область аккредитации;
информацию о квалификации, компетентности, подготовленности, опытности штатного персонала, особенно лиц, несущих ответственность за техническую правильность оформляемых документов по результатам деятельности организации (сертификатов, протоколов и др.);
замечания о соответствии аккредитуемой организации предъявляемым требованиям организации работы и процедур, используемых заявителем для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимых им работ;
замечания по мерам, принятым для устранения недостатков, обнаруженных в ходе проведения предыдущей аккредитации или проведенного инспекционного контроля (если они проводились).
29. Минтруд России рассматривает и проверяет заявку на аккредитацию и всю информацию, представленную заявителем, а также заключение по результатам экспертизы представленных материалов, акт, замечания по акту со стороны заявителя.
По результатам оценки этой информации Минтруд России принимает решение. Срок принятия решения не может превышать 3 месяцев со дня поступления заявки.
При положительном решении о готовности организации к проведению работ по сертификации Минтрудом России оформляется аттестат аккредитации (приложение N 5 к настоящим Правилам) и после регистрации в Государственном реестре ССОТ выдается заявителю.
Если по результатам работ по аккредитации выявлено несоответствие объекта аккредитации установленным требованиям, которое может быть устранено путем коррекции документов и организационных мероприятий в установленный срок, указанные работы могут быть проведены повторно только по выявленным несоответствиям. Если же несоответствия неустранимы, оформляется отказ в аккредитации.
30. При принятии решения о выдаче органу по сертификации аттестата аккредитации определяются условия осуществления инспекционного контроля.
31. Аккредитованный орган по сертификации, имеющий намерение продлить срок действия аттестата аккредитации, за шесть месяцев до окончания его срока действия направляет заявку в Минтруд России.
32. Порядок подтверждения действия аттестата аккредитации устанавливается в зависимости от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной процедуре. Аккредитация в дополнительной области может также проводиться по полной либо сокращенной процедуре. Для этого в Минтруд России направляется заявка и сведения о дополнительной области аккредитации, а также дополнения к паспорту испытательной лаборатории.
33. Аккредитованный орган по сертификации может обращаться в Минтруд России по вопросу расширения области его аккредитации. В этом случае аккредитация может проводиться либо по полной, либо по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае Минтрудом России.
34. В целях обеспечения объективности и качества проведения работ по сертификации в период действия аттестата аккредитации аккредитующий орган осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.
35. В рамках инспекционного контроля могут проводиться инспекционные проверки органа по сертификации в не оговоренные заранее с этой организацией сроки.
36. Основанием для проверки деятельности органа по сертификации могут быть:
планы обязательных проверок органов по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации;
информация о несоблюдении органом по сертификации правил ССОТ;
претензии и апелляции организаций;
изменения структуры органа по сертификации или его кадрового состава.
37. При проведении инспекционного контроля проверяется выполнение требований, установленных в ССОТ.
38. Инспекционный контроль может осуществляться путем:
периодических проверок деятельности органа по сертификации на месте;
представления органом по сертификации регулярной информации о качестве проводимых работ по сертификации, о результатах периодических собственных внутренних проверок и проверок компетентными органами, о поступающих претензиях и т.д.;
других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что орган по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации обеспечивает соответствие предъявляемым к нему требованиям.
39. По результатам инспекционного контроля может быть принято решение о сохранении, приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации.
40. Условия инспекционного контроля для каждого конкретного органа по сертификации определяются при принятии решения о выдаче ему аттестата аккредитации.
41. Действие аттестата аккредитации может быть досрочно отменено в следующих случаях:
несоответствия органа по сертификации предъявляемым к нему при аккредитации требованиям, выявленного по результатам инспекционного контроля;
самостоятельного решения аккредитованного органа по сертификации о досрочном прекращении действия аккредитации.
"Об утверждении правил аккредитации органов по сертификации и правил аккредитации испытательных лабораторий"
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить:
Правила аккредитации органов по сертификации согласно приложению N 1;
Правила аккредитации испытательных лабораторий согласно приложению N 2.
1. Утвердить:
Правила аккредитации органов по сертификации согласно приложению N 1;
Правила аккредитации испытательных лабораторий согласно приложению N 2.
Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
ПРАВИЛА АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Настоящие Правила устанавливают общие требования к аккредитации органов по сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (далее - ССОТ).
Настоящие Правила предназначены для использования при создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации <*>, а также при проведении инспекционного контроля за их деятельностью.
--------------------------------
<*> В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации можно использовать термин "сертификационный центр" или "центр по сертификации".
Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143, N 31, ст. 3832);
Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" (зарегистрировано Минюстом России 26 июля 2002 г. N 3622).
I. Общие положения
1. Проведение сертификации работ по охране труда в организациях (далее - сертификация) осуществляется органами по сертификации, аккредитованными на компетентность и независимость аккредитующим органом - Минтрудом России на основании аттестатов аккредитации, выдаваемых в установленном порядке.
Аттестат аккредитации выдается на 5 лет.
2. Аккредитация органов по сертификации в ССОТ является официальным признанием их компетентности и независимости от организаций, в которых осуществляется сертификация.
Область аккредитации определятся номенклатурой объектов сертификации и нормативными правовыми актами по охране труда, на соответствие которым проводится сертификация.
3. Органы по сертификации создаются на базе организаций различных форм собственности и их объединений, имеющих юридический статус в соответствии с действующим законодательством и отвечающих требованиям компетентности и независимости (далее - организации).
4. Для деятельности в отраслевых подсистемах ССОТ организация может быть аккредитована в качестве органа по сертификации с определенной областью аккредитации.
5. Организация, не имеющая необходимой испытательной базы, по решению Минтруда России может быть аккредитована в качестве органа по сертификации при наличии официально оформленных договорных отношений с аккредитованными в ССОТ испытательными (измерительными) лабораториями, центрами (далее - испытательные лаборатории) или одновременно с аккредитацией таких испытательных лабораторий.
6. В процессе своей деятельности для выполнения работ по сертификации орган по сертификации может привлекать внештатных экспертов по сертификации.
II. Требования к органам по сертификации
7. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации, должна иметь фонд нормативной документации (далее - НД), включающий нормативные правовые акты по охране труда, а также нормативные и организационно-методические документы ССОТ. В штат организации должны включаться не менее двух экспертов по сертификации.
8. Орган по сертификации должен обладать соответствующей структурой и разрабатывать процедуры, необходимые для актуализации фонда НД, т.е. должна постоянно проводиться работа по внесению изменений, уточнению номенклатуры установленных в НД требований, требующих подтверждения при сертификации.
9. Свою деятельность орган по сертификации должен осуществлять в соответствии с положением о нем, разработанным на основе настоящих Правил. Положение должно устанавливать область аккредитации, описание юридического статуса, состав и структуру, функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие с другими органами и организациями, а также испытательными лабораториями при проведении измерений, финансовые и другие аспекты деятельности.
10. Положение об органе по сертификации утверждается руководителем организации, на базе которой образован орган по сертификации, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, или в порядке, установленном правилами соответствующей отраслевой подсистемы ССОТ.
11. Орган по сертификации должен иметь документально оформленную систему качества, отвечающую характеру и объему выполнения работ.
12. Основополагающим документом системы качества должно быть руководство по качеству, обеспечивающее уверенность в возможности органа по сертификации действовать в ССОТ, включающее:
заявление органа по сертификации о политике в области качества;
информацию о правовом положении органа по сертификации;
сведения о составе и квалификации работников, организационной структуре органа по сертификации, распределении функций, правах, обязанностях и ответственности подразделений и работников;
задачи и функции руководства органа по сертификации;
информацию об организации обучения и повышения квалификации персонала, занимающегося сертификацией;
процедуры сертификации или ссылки на документы, где они описаны;
типовые программы проведения сертификации;
порядок оплаты работ по сертификации;
порядок привлечения внештатных экспертов по сертификации;
процедуры инспекционного контроля за сертифицированными объектами или ссылки на документы, где они описаны;
процедуры апелляций;
порядок аннулирования и приостановки действия сертификата;
порядок разработки и внесения изменений в документацию, относящуюся к деятельности по сертификации;
порядок регистрации, учета и хранения информации о деятельности по сертификации;
журналы регистрации материалов по сертификации;
должностные инструкции работников, занимающихся сертификацией;
правила, обеспечивающие конфиденциальность информации, получаемой в ходе деятельности органа по сертификации;
порядок публикации результатов работ по сертификации;
порядок проведения внутренней проверки системы качества органа по сертификации;
формы рабочих документов (заявки на проведение работ по сертификации, сертификаты и др.);
порядок ведения архивов.
В руководстве по качеству должен быть лист ознакомления персонала, имеющий графу "С руководством по качеству" ознакомлен", с указанием должности, фамилии, имени, отчества, наличием подписи. При необходимости руководство по качеству может содержать другие вопросы.
13. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации, должна иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации.
14. В органе по сертификации должен вестись учет сведений о квалификации, обучении, профессиональном опыте каждого работника, а также внештатных экспертов по сертификации. Орган по сертификации организует повышение квалификации своих работников.
15. Все работники органа по сертификации должны иметь должностные инструкции и знать их содержание.
16. Эксперты и члены комиссий, осуществляющие сертификацию в конкретной организации, не должны быть работниками этой организации или организаций, заинтересованных в результатах сертификации.
17. В органе по сертификации может создаваться Совет при руководстве с совещательными функциями (например, участие в формировании политики органа по сертификации; координация работ по сертификации, рассмотрение методических и рабочих материалов органа по сертификации и др.). В состав Совета могут (по согласованию) включаться представители работодателей, профсоюзных и иных представительных органов работников, органов государственного надзора и контроля и других заинтересованных сторон.
18. Документы по сертификации подлежат учету и хранению в подразделении органа по сертификации, определенном его руководителем. Длительность хранения документов - не менее 7 лет. Срок хранения документов в случае, когда заявителю отказано в выдаче сертификата, не должен быть менее срока, установленного для подачи апелляции на результаты сертификации.
19. Все подлинники документов, принятых на хранение, учитываются в инвентарной книге или иным способом, обеспечивающим надежные учет и хранение информации; каждому документу присваивается индекс и номер. Хранению подлежат:
заявки организаций (с прилагаемыми материалами);
программы проверок;
акты проверок;
отчеты о результатах проверок (при сертификации, при подтверждении сертификата, при инспекционном контроле);
заявки на повторные проверки;
документы о результатах инспекционного контроля за органом по сертификации;
журналы регистрации сертификатов;
хоздоговоры на проведение работ по сертификации;
документы о рассмотрении апелляций;
другие документы по усмотрению органа по сертификации.
Система хранения документов должна обеспечивать конфиденциальность (невозможность доступа к документам лиц, не допущенных к работе с этими документами).
20. Минтруд России может устанавливать дополнительные требования к органу по сертификации, обусловленные отраслевыми и иными производственными особенностями в соответствии с областью аккредитации.
III. Функции органа по сертификации
21. Основными функциями органа по сертификации являются:
формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации;
проведение сертификации по заявкам заявителей;
оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (далее - сертификатов безопасности);
инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
ведение банка данных организаций - обладателей сертификатов безопасности;
ведение реестра привлекаемых для целей сертификации независимых организаций и экспертов по сертификации;
подготовка и представление в Центральный орган ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.
22. Орган по сертификации в соответствии с возложенными на него функциями обязан:
соблюдать установленные сроки сертификации;
обеспечивать достоверность и объективность результатов сертификации;
обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе работ по сертификации и составляющей коммерческую тайну организаций-заявителей;
обеспечивать учет и хранение документов и рабочих материалов по сертификации;
иметь и соблюдать порядок рассмотрения апелляций в случае несогласия проверяемых организаций с результатами работы в процессе сертификации;
представлять в Минтруд России информацию о своей деятельности, извещать о структурных и качественных изменениях, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов;
обеспечивать представителям Минтруда России возможность проведения инспекционного контроля, наблюдения за ходом проведения сертификации, проведения совместных проверок и ознакомления с необходимыми материалами;
приостанавливать (прекращать) деятельность по сертификации в случае приостановки действия (отмены) аттестата аккредитации;
выполнять финансовые обязательства, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем органа по сертификации.
IV. Порядок аккредитации органа по сертификации
23. Аккредитующим органом является Минтруд России.
24. Организация, претендующая на право стать органом по сертификации, направляет в Минтруд России заявку на аккредитацию органа по сертификации в ССОТ (приложение N 1 к настоящим Правилам), предварительно согласованную с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, или центральным органом отраслевой подсистемы ССОТ.
Одновременно с заявкой направляются следующие документы:
копия устава или положения об организации;
справка о деятельности организации, свидетельствующая о ее компетентности в заявляемой области деятельности;
проект положения об органе по сертификации;
копия устава или положения об организации (в случае, если орган по сертификации создается в составе организации, являющейся юридическим лицом);
сведения о работниках органа по сертификации (приложение N 2 к настоящим Правилам);
сведения о внештатных экспертах по сертификации (приложение N 3 к настоящим Правилам);
проект руководства по качеству;
перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;
проект договора на проведение аккредитации;
проект приказа о функционировании органа по сертификации;
другие материалы по усмотрению заявителя.
Все документы представляются в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе (электронная версия документов на ГМД 3,5", выполненная в программной среде не ниже уровня WORD 6).
25. Аккредитация органов по сертификации предусматривает следующие этапы:
предварительная (заочная) оценка готовности организации к аккредитации (экспертиза представленных документов);
окончательная проверка организации, принятие решения об аккредитации или об отказе в аккредитации по результатам экспертизы и проверки заявителя;
оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации (при положительном решении об аккредитации);
проведение последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.
26. Экспертизу заявок и документации Минтруд России поручает, как правило, Научно-методическому центру сертификации. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия документов заявителя требованиям настоящих Правил.
27. Окончательную проверку заявителя осуществляет комиссия по аккредитации, формируемая Минтрудом России таким образом, чтобы обеспечить компетентную и объективную оценку в возможно короткий срок и с минимальными затратами. Комиссия может формироваться из числа представителей Минтруда России, Центрального органа ССОТ, Научно-методического центра сертификации, экспертов по сертификации ССОТ. По согласованию в состав комиссии могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственной экспертизы условий труда), организаций, компетентных в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов, специализированных научно-исследовательских организаций, кафедр ВУЗов и т.д.).
В состав комиссии не включаются представители аккредитуемой организации и других организаций, заинтересованных в результатах ее аккредитации.
28. В ходе работы комиссии по аккредитации проверяется соответствие фактического состояния заявителя представленным документам и его способность выполнять заявленные функции.
После проведения проверки комиссия должна подготовить акт о результатах оценки готовности органа по сертификации к выполнению работ по сертификации в организациях (далее - акт) (приложение N 4 к настоящим Правилам), ознакомить с его содержанием заявителя и направить его в Минтруд России.
Акт должен содержать:
сведения о членах комиссии и их подписи;
наименование и адрес аккредитуемой организации, заявленную область аккредитации;
информацию о квалификации, компетентности, подготовленности, опытности штатного персонала, особенно лиц, несущих ответственность за техническую правильность оформляемых документов по результатам деятельности организации (сертификатов, протоколов и др.);
замечания о соответствии аккредитуемой организации предъявляемым требованиям организации работы и процедур, используемых заявителем для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимых им работ;
замечания по мерам, принятым для устранения недостатков, обнаруженных в ходе проведения предыдущей аккредитации или проведенного инспекционного контроля (если они проводились).
29. Минтруд России рассматривает и проверяет заявку на аккредитацию и всю информацию, представленную заявителем, а также заключение по результатам экспертизы представленных материалов, акт, замечания по акту со стороны заявителя.
По результатам оценки этой информации Минтруд России принимает решение. Срок принятия решения не может превышать 3 месяцев со дня поступления заявки.
При положительном решении о готовности организации к проведению работ по сертификации Минтрудом России оформляется аттестат аккредитации (приложение N 5 к настоящим Правилам) и после регистрации в Государственном реестре ССОТ выдается заявителю.
Если по результатам работ по аккредитации выявлено несоответствие объекта аккредитации установленным требованиям, которое может быть устранено путем коррекции документов и организационных мероприятий в установленный срок, указанные работы могут быть проведены повторно только по выявленным несоответствиям. Если же несоответствия неустранимы, оформляется отказ в аккредитации.
30. При принятии решения о выдаче органу по сертификации аттестата аккредитации определяются условия осуществления инспекционного контроля.
31. Аккредитованный орган по сертификации, имеющий намерение продлить срок действия аттестата аккредитации, за шесть месяцев до окончания его срока действия направляет заявку в Минтруд России.
32. Порядок подтверждения действия аттестата аккредитации устанавливается в зависимости от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной процедуре. Аккредитация в дополнительной области может также проводиться по полной либо сокращенной процедуре. Для этого в Минтруд России направляется заявка и сведения о дополнительной области аккредитации, а также дополнения к паспорту испытательной лаборатории.
33. Аккредитованный орган по сертификации может обращаться в Минтруд России по вопросу расширения области его аккредитации. В этом случае аккредитация может проводиться либо по полной, либо по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае Минтрудом России.
V. Инспекционный контроль
34. В целях обеспечения объективности и качества проведения работ по сертификации в период действия аттестата аккредитации аккредитующий орган осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.
35. В рамках инспекционного контроля могут проводиться инспекционные проверки органа по сертификации в не оговоренные заранее с этой организацией сроки.
36. Основанием для проверки деятельности органа по сертификации могут быть:
планы обязательных проверок органов по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации;
информация о несоблюдении органом по сертификации правил ССОТ;
претензии и апелляции организаций;
изменения структуры органа по сертификации или его кадрового состава.
37. При проведении инспекционного контроля проверяется выполнение требований, установленных в ССОТ.
38. Инспекционный контроль может осуществляться путем:
периодических проверок деятельности органа по сертификации на месте;
представления органом по сертификации регулярной информации о качестве проводимых работ по сертификации, о результатах периодических собственных внутренних проверок и проверок компетентными органами, о поступающих претензиях и т.д.;
других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что орган по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации обеспечивает соответствие предъявляемым к нему требованиям.
39. По результатам инспекционного контроля может быть принято решение о сохранении, приостановлении или отмене действия аттестата аккредитации.
40. Условия инспекционного контроля для каждого конкретного органа по сертификации определяются при принятии решения о выдаче ему аттестата аккредитации.
41. Действие аттестата аккредитации может быть досрочно отменено в следующих случаях:
несоответствия органа по сертификации предъявляемым к нему при аккредитации требованиям, выявленного по результатам инспекционного контроля;
самостоятельного решения аккредитованного органа по сертификации о досрочном прекращении действия аккредитации.