Выберите регион: Москва Казань
Мы решим ваши проблемы по экологии и промышленной безопасности

Приказ Ростехнадзора № 893 от 09.12.2005 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений"

МЕНЮ

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 18.11.2014 N 521, Приказа Ростехнадзора № 314 от 15.08.2017)


Приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
2. Считать не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней"*.

Врио руководителя
А.Б. Малышев

______________________________
* Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г.
Регистрационный N 7375

Приложение
Порядок
оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
РД-03-14-2005

(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893)

I. Общие положения

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;
- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:
- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Абзац утратил силу. - Приказ Ростехнадзора № 314 от 15.08.2017;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.
6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

8. - исключен.

9. - исключен.

10. - исключен.

11. - исключен.

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. <*>


(в ред. Приказа Ростехнадзора № 314 от 15.08.2017)


<*> Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный N 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. N 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47580).


(сноска введена Приказом Ростехнадзора № 314 от 15.08.2017)


15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 г. N 526).

II. Структура декларации промышленной безопасности

16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- данные об организации - разработчике декларации;
- оглавление;
- раздел 1 "Общие сведения";
- раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
- раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
- раздел 4 "Выводы";
- раздел 5 "Ситуационные планы";
- обязательные приложения к декларации:
- приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";
- приложение N 2 "Информационный лист".

III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:
1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);
2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке.
3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);
5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.

18. Данные об организации - разработчике декларации включают:

1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них. 

2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы.

19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.

20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:
1) реквизиты организации:
- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
- наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;
- фамилии, инициалы и должности руководителей организации;
- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;
- краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;
2) обоснование декларирования:
- перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;
- перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;
3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:
- краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;
- план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;
4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:
- сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;
- сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;
- сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;
5) страховые сведения (для действующих объектов):
- наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;
- перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм;

21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:
1) сведения об опасных веществах:
- наименование опасного вещества;
- степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;
2) общие сведения о технологии:
- схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;
- общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;
3) основные результаты анализа риска аварии:

22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:
1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:
- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
- сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
  - сведения о возможном ущербе от аварий; 
 
2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде;

23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:
1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:
- сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;
- перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;
- сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;
- сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;
- сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;
- перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;
- сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;
- сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам.
2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:
- сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
- сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;
- сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
- сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;
- сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.

24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:
1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;
2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;
3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;
4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:
1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;
2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;
3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварий на декларируемом объекте, а также краткое описание:
- указанных сценариев, в том числе сценария аварии, при котором возможно максимальное количество потерпевших (физических лиц);
- методов и основных исходных данных, применяемых при расчете указанных сценариев;
4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).

IV. Перечень сведений, включаемых в приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка"

26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление;
- Раздел 1 "Сведения о технологии";
- Раздел 2 "Анализ риска";
- Раздел 3 "Выводы и предложения";
- список использованных источников.

27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:
1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с п.п. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а при техническом перевооружении, консервации, ликвидации опасного производственного объекта также с указанием наименования соответствующей документации (документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию);

для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта);

5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);
6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.
Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.

28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги.

29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:
1) сведения об опасных веществ (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):
- наименование;
- вид;
- химическая формула;
- состав;
- физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);
- взрывоопасность;
- токсическая опасность;
- реакционная способность;
- запах;
- коррозионная активность;
- меры предосторожности;
- воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;
- средства защиты;
- методы перевода вещества в безвредное состояние;
- меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии.
2) данные о технологии и оборудовании:
- принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;
- план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
- перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
- данные о распределении опасных веществ по оборудованию.
3) описание технических решений по обеспечению безопасности:
- описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;
- описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.

30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:
1) анализ известных аварий:
- перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);
- перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;
- анализ основных причин произошедших аварии.
2) анализ условий возникновения и развития аварий:
- определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- определение сценариев аварий с участием опасных веществ;
- обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;
- оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;
- расчет вероятных зон действия поражающих факторов;
- оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;
- оценку возможного ущерба.
3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).

31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:
1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;
2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска.
3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.

32. Список использованных источников должен включать:
1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;
3) перечень литературных источников.

V. Перечень сведений, включаемых в приложение N 2 "Информационный лист"

33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:
1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;
2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);
3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;
4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;
5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц) и принятых мерах безопасности;
6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.
34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:
1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с п.п. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).

VI. Требования к оформлению декларации промышленной безопасности и приложений к ней

35. Общие требования:
- декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);
- текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;
- вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;
- при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;
- вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;
- заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;
- заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;
- расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.

36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:
- страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;
- титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;
- иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;
- иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.

37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:
- разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;
- номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;
- номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;
- если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;
- книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;
- номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например: "Книга 2".

38. Требования к иллюстрациям:
- иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
- на все иллюстрации должны быть даны ссылки;
- иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст);
- иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;
- иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;
- иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист...";
- масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.

39. Требования к таблицам:
- цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;
- таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
- на все таблицы должны быть даны ссылки;
- таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;
- таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.

40. Требования к перечислениям и сноскам:
- перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;
- перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;
- в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;
- сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;
- сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.

41. Требования к ссылкам:
- ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках;
- наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;
- ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.

42. Требования к оформлению результатов анализа риска:
- результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;
- разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;
- обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;
- для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;
- при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;
- приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;
- при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;
- при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;
- ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;
- при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графо-аналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;
- при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

Приложение N 1
к Порядку

Термины и их определения

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:
1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Приложение N 2 к Порядку признано утратившим силу.

п»ї
ГК «РусПромЭксперт»
ООО «ГК «РусПромЭксперт»
адрес
Россия, 141231, Московская область
город Пушкино, рп Лесной, ул. Пушкина, дом 8б, офис 404
Нажимая кнопку « », я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных
Нажимая кнопку «», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных