Разработка, корректировка и согласование плана гражданской обороны.
Порядок
разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»1 (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»2 и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 8683, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
III. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
16. Разработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:
16.1. На первом этапе:
подготовку МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании аналитических материалов о возможных угрозах и исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника, и направление МЧС России (через территориальные органы МЧС России) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации;
доведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации, в части касающейся;
16.2. На втором этапе:
определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны, а также выдачу мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
17. Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
…
37. В план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования, после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
38. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки на территории муниципального образования, после нападения противника с применением современных средств поражения, состоит из следующих подразделов:
а) общие сведения о муниципальном образовании;
б) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
39. В подразделе, касающемся общих сведений о муниципальном образовании, указываются сведения о размерах и границах территории, площади застройки, общей площади жилых помещений, количестве населения, его составе, количестве объектов, продолжающих работу в военное время, количестве учреждений здравоохранения, их коечной сети, количестве образовательных учреждений, их возможностей по размещению обучаемых в две смены, количестве общественных зданий, которые можно использовать для размещения эвакуируемого населения, количестве зданий, складских помещений, которые можно использовать для приема, размещения и хранения материальных и культурных ценностей, эвакуируемых с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, особенности экономики, влияющие на организацию и ведение гражданской обороны.
40. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, отражаются сведения о краткой оценке возможной обстановки на территории муниципального образования с учетом возможных для него последствий нанесения противником ракетных и авиационных ударов по опасным производственным объектам близлежащих городов и населенных пунктов, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, последствий террористических актов, действий диверсионных разведывательных групп, на основе данных (по разделам), с учетом выполнения, на момент применения противником средств поражения, соответственно мероприятий по гражданской обороне первой, второй или третьей очередей, в том числе:
а) количество опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, представляющих собой вероятные цели для нанесения противником ракетных и авиационных ударов с использованием различных типов высокоточного оружия по территориям взаимодействующих муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, поражение которых может привести к распространению радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затоплению (подтоплению) территории муниципального образования;
б) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов); площади зон пожаров, радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, катастрофического затопления; количество проживающего в них населения;
в) данные:
об объемах возможных разрушений;
о потерях запасов пищевого сырья и продуктов питания, топлива и горючего;
о потерях систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, обеспечения);
о потерях мощности местных объектов электроэнергетики.
41. В подразделе, касающемся выводов из оценки возможной обстановки, указываются следующие сведения:
а) расчетные данные об общих потерях населения, в том числе санитарных и безвозвратных;
б) численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи;
в) численность населения муниципального образования, подлежащего выводу (вывозу) из зон возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, зон затопления и размещению на своей территории;
г) численность населения, подлежащего йодной профилактике;
д) потребность пострадавшего населения муниципального образования во временном жилье;
е) ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР на территории муниципального образования;
ж) численность сил гражданской обороны, необходимых для проведения АСДНР на территории муниципального образования и выделяемых по плану взаимодействия для участия в проведении АСДНР на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
42. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне;
в) организация взаимодействия с органами военного управления.
43. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, …
44. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка;
45. В подразделе, касающемся организации взаимодействия с органами военного управления, указываются следующие сведения:
а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – организация взаимодействия по вопросам:
оповещения о введении соответствующих степеней готовности;
оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого на территорию муниципального образования населения, материальных и культурных ценностей;
организации ведения всех видов разведки и обмена информацией в области гражданской обороны;
создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
использования маршрутов эвакуации населения, передвижения сил гражданской обороны;
согласования районов размещения эвакуируемого населения;
организации дорожно-комендантской службы.
б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории муниципального образования – организация взаимодействия по вопросам:
сбора информации о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения;
сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки;
приведения в готовность системы управления и сил гражданской обороны, а также организации АСДНР.
46. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
47. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов местного самоуправления, сил гражданской обороны и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация защиты населения, в том числе:
порядок укрытия населения в защитных сооружениях;
проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;
проведение комплексной маскировки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями поражения противника;
организация радиационной, химической и биологической защиты населения, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.
48. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения муниципального образования по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;
б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории муниципального образования в результате воздействия противника;
в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок их действий в составе группировки сил гражданской обороны;
г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР.
49. К планам гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, территории которых не отнесены к группам по гражданской обороне, прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка на территории муниципального образования, после нападения противника с применением современных средств поражения;
б) основные показатели состояния гражданской обороны муниципального образования, по состоянию на 1 января текущего года;
в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
г) план организации управления, связи и оповещения;
д) план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах.
50. Возможная обстановка на территории муниципального образования после нападения противника с применением современных средств поражения, разрабатывается на карте муниципального образования, на которой отражаются:
а) границы территории муниципального образования, пункты управления органов местного самоуправления, пункты постоянной дислокации подразделений Государственной противопожарной службы, нештатных аварийно-спасательных формирований, поисково-спасательных формирований на территории муниципального образования, спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений и аварийно-спасательных формирований других федеральных органов исполнительной власти, дислоцирующихся на территории муниципального образования и выделяемых по планам взаимодействия для проведения АСДНР;
б) границы территорий муниципальных образований, отнесенных к группам по гражданской обороне, с территорий которых планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы муниципального образования, их запасные пункты управления на территории муниципального образования;
в) объекты, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, объекты, отнесенные к первой группе по гражданской обороне, располагающиеся на территории муниципального образования, по которым могут быть нанесены удары противника с применением современных средств поражения;
г) радиационные и химически опасные объекты, являющиеся целями возможного поражения противником современными средствами поражения на территориях соседних муниципальных образований, отнесенных к группам по гражданской обороне, при разрушении которых могут возникнуть зоны радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, затрагивающие территорию муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне;
д) зоны затопления (подтопления);
е) пункты размещения запасов материально-технических средств;
ж) крупные гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;
з) районы размещения основных нефте-, газо-, продукто- и водопроводов, баз (складов) горючих и смазочных материалов, продовольствия, с запасами материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, резерв на территории муниципального образования;
и) районы, неблагополучные в эпидемиологическом, эпизоотическом отношениях, а также подверженные геофизическим, геологическим, метеорологическим и другим стихийным бедствиям.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу карты приводятся условные обозначения.
51. Основные показатели состояния гражданской обороны муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатываются в соответствии с приложением № 2к настоящему Порядку.
52. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается по образцу, указанному в приложении № 1 к настоящему Порядку.
53. План организации управления, связи и оповещения, разрабатывается на карте муниципального образования с пояснительной запиской.
На карте муниципального образования отражаются:
а) границы муниципального образования, границы соседних муниципальных образований, границы муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, с территорий которых на территорию безопасных районов муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне, осуществляются рассредоточение и эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
б) соответствующие основные, запасные и дублирующие пункты управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
в) районы и время развертывания подвижных пунктов управления;
г) основные узлы линии связи Единой сети электросвязи Российской Федерации, используемые в интересах гражданской обороны;
д) узлы и линии связи, планируемые к развертыванию при приведении в готовность гражданской обороны;
е) места размещения узлов и станций фельдегерской почтовой связи, аэродромов и посадочных площадок самолетов и вертолетов связи.
В пояснительной записке отражаются:
а) расчет сил и средств связи и оповещения по пунктам управления;
б) таблица позывных должностных лиц;
в) таблица позывных узлов связи;
г) таблица сигналов управления и оповещения.
К карте (плану) муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне, прилагаются:
а) схема организации связи с указанием направлений связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления, видов и средств связи;
б) схема оповещения органов, осуществляющих управление гражданской обороны;
в) схема оповещения руководящего состава гражданской обороны органа местного самоуправления;
г) графики занятия запасных (дублирующих) пунктов управления оперативными группами и основным составом органов управления гражданской обороны органа местного самоуправления.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу карты приводятся условные обозначения.
54. План приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах (далее – План приема и размещения эвакуируемого населения) оформляется в виде текстового документа с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью, на карте с пояснительной запиской.
На титульном листе Плана приема и размещения эвакуируемого населения предусматривается согласующая подпись начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и утверждающая подпись руководителя органа местного самоуправления, полное наименование Плана приема и размещения эвакуируемого населения.
План приема и размещения эвакуируемого населения подписывается председателем эвакоприемной комиссии муниципального образования и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
В План приема и размещения эвакуируемого населения включаются три раздела:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок подготовки эвакуационных мероприятий;
в) порядок проведения приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей.
К Плану приема и размещения эвакуируемого населения прилагаются следующие приложения:
а) расчет размещения организаций, переносящих свою деятельность в безопасные районы;
б) расчет приема и размещения эвакуируемых материальных и культурных ценностей в загородной зоне;
в) сводные данные учета населения, рабочих и служащих, прибывающих по эвакуации в безопасные районы;
г) расчет транспорта и распределение по видам транспорта прибывающего на пункты высадки (приемные эвакуационные пункты) эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения для отправки его в места расселения в загородной зоне;
д) календарный план основных мероприятий эвакоприемной комиссии органа местного самоуправления;
е) схема оповещения руководящего состава органа местного самоуправления и эвакоприемной комиссии;
ж) схема связи.
54.1. На карте муниципального образования отражаются:
а) границы территории муниципального образованияс указанием численности принимаемого эвакуируемого и рассредоточиваемого населения;
б) границы зон возможных разрушений соседних территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне (населенных пунктов с объектами, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, железнодорожными станциями первой категории);
в) границы безопасных районов загородной зоны на территории муниципального образования, выделенных для размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне;
г) зоны возможного катастрофического затопления (подтопления);
д) районы, в которые запрещается подселять рассредоточиваемое и эвакуируемое население – согласованные с органами военного управления;
е) маршруты рассредоточения и эвакуации (автомобильные, железнодорожные, водные) с указанием их номеров и краткой характеристикой;
ж) пункты высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, количеством прибывающего эвакуируемого населения на каждый из них (в знаменателе) и номеров приписанных объектов (в числителе);
з) пункты выгрузки эвакуируемых материальных и культурных ценностей с указанием их номеров, объема материальных и культурных ценностей (в знаменателе) и номеров приписанных объектов (в числителе);
и) населенные пункты в загородной зоне, закрепленные за соответствующими объектами экономики, расположенными на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, для размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, с указанием условного номера объекта, численности проживаемого (числитель) и подселяемого (знаменатель) населения, площади жилья на одного человека после подселения;
к) маршруты вывоза прибывающего населения от приемных эвакуационных пунктов (пунктов высадки) до мест расселения в загородной зоне;
л) количество населения, подлежащее вывозу (выводу) из зон катастрофического затопления на территории муниципального образования, по каждому населенному пункту и по зоне в целом;
м) объекты, переносящие свою деятельность на территорию муниципального образования (зеленым цветом), с их характеристиками;
н) места дислокации пунктов управления органов управления гражданской обороны субъекта Российской Федерации, муниципального образования и взаимодействующих муниципальных образований.
54.2. В пояснительной записке отражаются:
а) расчеты по вывозу и приему нетрудоспособного и незанятого в производстве и сфере обслуживания населения (по частичной эвакуации);
б) расчеты по распределению рассредоточиваемого и эвакуируемого населения по способам проведения эвакуации;
в) расчеты по вывозу материальных и культурных ценностей из пунктов выгрузки в места их размещения;
г) почасовой график проведения рассредоточения и эвакуации населения;
д) график подвоза рассредоточиваемых рабочих смен организаций, продолжающих работу в муниципальных образованиях, отнесенных к группам по гражданской обороне (полученные от соответствующих муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне);
е) организация всех видов обеспечения эвакуационных мероприятий (транспортного, медицинского, инженерного и других), состав сил и средств для их решения;
ж) организация управления, связи и информирования населения при проведении эвакуационных мероприятий;
з) другие данные, в том числе обеспеченность средствами индивидуальной защиты, защитными сооружениями на промежуточных пунктах эвакуации, приемных эвакуационных пунктах, маршрутах эвакуации.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу карты приводятся условные обозначения.
55. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны и защиты населения определяется разработчиком плана, но должно быть не менее количества созданных пунктов управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления).
56. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления – начальником местного гарнизона. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником территориального гарнизона.
По решению органов местного самоуправления городским и сельским поселениям, входящим в состав муниципального образования, направляются соответствующие выписки из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.
57. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования подписывается руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
58. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования утверждается руководителем органа местного самоуправления.
59. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования осуществляется в случае существенных изменений структуры органа местного самоуправления по решению руководителя органа местного самоуправления или по решению МЧС России.
IV. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций
60. Разработка планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
60.1. На первом этапе:
оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника, федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне.
60.2. На втором этапе:
определение федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность, а также уточнение и выдача федеральными органами исполнительной власти мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти перечней организаций, находящихся в их ведении и продолжающих работу в военное время, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями.
61. Планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
62. В планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
63. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:
а) общие сведения о федеральном органе исполнительной власти;
б) возможные масштабы и характер последствий после нападения противника;
в) выводы из оценки обстановки.
64. В подразделе, касающемся общих сведений о федеральном органе исполнительной власти, указываются структура федерального органа исполнительной власти, общая характеристика территориальных органов (при их наличии) и организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти (адреса организаций, продолжающих работу в военное время, категории организаций по гражданской обороне, численности наибольших работающих смен подведомственных организаций, наличие источников потенциальной опасности и др.).
65. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений объектов федерального органа исполнительной власти, ориентировочные потери работников, производственных мощностей, сил и средств гражданской обороны;
б) радиационная, химическая, биологическая, пожарная и медицинская обстановка, образование зон катастрофического затопления в районах размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти и организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти;
в) ориентировочный объем предстоящих АСДНР в территориальных органах федерального органа исполнительной власти и организациях, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
66. Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) порядок организации мероприятий по защите работников федеральных органов исполнительной власти;
в) порядок организации управления, связи и оповещения;
г) порядок приведения в готовность сил гражданской обороны для проведения АСДНР;
д) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
67. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13.
68. Подраздел, касающийся порядка организации мероприятий по защите работников федеральных органов исполнительной власти, включает в себя:
а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:
наличие и потребность в защитных сооружениях гражданской обороны;
порядок и сроки приведения в готовность защитных сооружений гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества, расчет распределения укрываемых;
порядок и сроки строительства недостающих защитных сооружений и их материально-техническое обеспечение, расчет распределения укрываемых;
б) организацию радиационной и химической защиты, где указываются следующие сведения:
потребность и наличие приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и средств индивидуальной защиты;
порядок обеспечения работников федерального органа исполнительной власти средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
порядок введения режимов радиационной защиты и работы в условиях радиоактивного загрязнения;
выявление и оценка радиационной и химической обстановки;
организация радиационного и химического контроля;
мероприятия по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному виду заражения;
организация санитарной обработки людей, обеззараживания техники, зданий и сооружений;
организация защиты работников федерального органа исполнительной власти от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ и биологических средств;
наименование, количество и численность привлекаемых сил и средств;
в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
организация медицинского обеспечения в пунктах постоянной дислокации, при выполнении мероприятий по эвакуации и в безопасных районах загородной зоны;
порядок и сроки выдачи медицинских средств индивидуальной защиты и радиозащитных препаратов;
организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
наименование, количество и численность привлекаемых сил;
г) организацию мероприятий по эвакуации, где отражается общий порядок проведения эвакуации в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах, подведомственных организациях и организациях, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, в том числе:
порядок оповещения о начале проведения эвакуационных мероприятий;
списки подведомственных организаций, продолжающих работу на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с указанием численности рассредоточиваемых сотрудников и эвакуируемых членов семей, районы рассредоточения и эвакуации в загородной зоне;
списки подведомственных организаций, переносящих деятельность в загородную зону, с указанием численности эвакуируемых, районов размещения в загородной зоне и наличия инфраструктуры для возобновления профильной деятельности в указанных районах;
списки подведомственных организаций, прекращающих работу в военное время, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с указанием численности сотрудников и членов их семей;
транспортное и другие виды обеспечения эвакуации и рассредоточения;
порядок управления в период проведения эвакуационных мероприятий и после прибытия в пункты эвакуации и рассредоточения;
порядок вывоза материальных ценностей;
порядок хранения документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации, а также порядок передачи и охраны их;
порядок подготовки пунктов (баз), предназначенных для размещения эвакуируемых;
наименование, количество и численность привлекаемых сил, обеспечивающих эвакуацию.
69. В подразделе, касающемся порядка организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения и сбора работников федерального органа исполнительной власти при приведении в готовность гражданской обороны;
б) организация управления в пунктах постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
г) состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные (дублирующие) пункты управления, сроки убытия и прибытия на запасные (дублирующие) пункты управления;
д) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
е) организация связи.
70. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность сил гражданской обороны для проведения АСДНР, указываются следующие сведения:
а) состав и оснащенность сил гражданской обороны, предназначенных для ведения АСДНР;
б) порядок приведения в готовность и организация применения сил гражданской обороны;
в) состав сил и средств гражданской обороны, действующих в интересах федерального органа исполнительной власти.
71. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка.
72. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
73. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) организация оповещения руководства федерального органа исполнительной власти, порядок оповещения организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти;
б) введение режимов световой и других видов маскировки, порядок отключения систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на объектах федерального органа исполнительной власти;
в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
г) организация укрытия работников федерального органа исполнительной власти и подведомственных организаций в защитных сооружениях.
74. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) восстановление управления и связи, порядок занятия органами управления запасных (дублирующих) пунктов управления;
б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся в результате нападения противника;
в) порядок приведения в готовность сил гражданской обороны и организация проведения АСДНР, в том числе порядок оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
75. К планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти прилагаются следующие приложения:
а) возможная обстановка в федеральном органе исполнительной власти в результате нападения противника;
б) основные показатели состояния гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, по состоянию на 1 января текущего года;
в) план организации управления, оповещения и связи федерального органа исполнительной власти;
г) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
д) план наращивания инженерной защиты федерального органа исполнительной власти при приведении в готовность гражданской обороны;
е) состав сил и средств гражданской обороны федерального органа исполнительной власти;
ж) основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти;
з) план эвакуации и рассредоточения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;
и) расчет укрытия работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника, по состоянию на 1 января текущего года;
к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;
л) состав оперативных групп и порядок убытия их на запасные пункты управления.
76. Возможная обстановка в федеральном органе исполнительной власти в результате нападения противника, разрабатывается на карте с пояснительной запиской.
На карте отражаются:
а) административные границы федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
б) пункты управления федерального органа исполнительной власти (федерального и регионального уровней, а также организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти);
в) пункты управления органов, осуществляющих управление гражданской обороной федерального, межрегионального и регионального уровней;
г) пункты постоянной дислокации сил гражданской обороны федерального органа исполнительной власти;
д) сведения о зонах возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
е) сведения о пунктах размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
ж) основные показатели возможной обстановки.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
В пояснительной записке отражаются:
а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников федерального органа исполнительной власти, попадающего в них;
б) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;
в) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери работников федерального органа исполнительной власти;
г) характеристика зон возможного катастрофического затопления (площадь и численность работников федерального органа исполнительной власти, попадающего в них).
77. Основные показатели состояния гражданской обороны федерального органа исполнительной власти по состоянию на 1 января текущего года формируются при подготовке ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны федерального органа исполнительной власти в установленном порядке.
78. План организации управления, связи и оповещения федерального органа исполнительной власти разрабатывается на карте с пояснительной запиской.
На карте отражаются:
а) административные границы федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
б) запасные и дублирующие пункты управления, с указанием их мест дислокации и позывных;
в) районы и время развертывания подвижного пункта управления;
г) узлы и линии связи единой сети электросвязи Российской Федерации, используемые федеральным органом исполнительной власти;
д) узлы и линии связи, планируемые к развертыванию при приведении в готовность гражданской обороны;
е) линии привязки;
ж) места размещения узлов станций фельдегерской почтовой связи, аэродромов и посадочных площадок самолетов и вертолетов связи.
В пояснительной записке отражаются:
а) расчет сил и средств связи и оповещения по пунктам управления;
б) таблица позывных должностных лиц;
в) таблица позывных узлов связи;
г) таблица сигналов управления и оповещения.
К карте прилагаются:
а) схема оперативной связи с указанием направлений связи с подчиненными и взаимодействующими органами управления, видов и средств связи;
б) схема оповещения федерального органа исполнительной власти;
в) графики занятия запасных (дублирующих) пунктов управления оперативными группами и основным составом федерального органа исполнительной власти.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
79. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
80. План наращивания инженерной защиты федерального органа исполнительной власти (организации) при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
81. Состав сил и средств гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (организации) разрабатывается в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
82. Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти (организации) разрабатываются в соответствии с приложением № 5 к настоящему Порядку.
83. План эвакуации и рассредоточения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей разрабатывается в виде текстового документа с приложениями.
План эвакуации работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии федерального органа исполнительной власти, согласовывается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, на территорию которых планируется эвакуация работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти.
В текстовой части плана эвакуации работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей отражаются:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей и их инструктирования;
в) численность работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, подлежащих эвакуации;
г) сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей;
д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
к) организация защиты работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации;
л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
К тестовой части плана эвакуации работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей прилагаются приложения в виде карт и плана размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
а) границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;
г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей на каждый из них;
д) численность вывозимых работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
е) закрепленные за центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти безопасные районы;
ж) маршруты вывоза работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
н) сигналы управления и оповещения.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения. При невозможности отразить вышеуказанные данные на одной карте дополнительно разрабатывается карта более детального масштаба.
План размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:
а) здания и сооружения, планируемые для размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;
б) численность прибываемых работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей;
в) порядок размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей.
К Плану размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей в загородной зоне прилагаются необходимые расчеты, схемы, графики.
84. Расчет укрытия работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника по состоянию на 1 января текущего года разрабатывается в соответствии с приложением № 6 к настоящему Порядку.
85. Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (организации) разрабатывается в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
86. Состав оперативных групп центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, убывающих на запасные пункты управления для решения задач в области гражданской обороны, определяется в соответствии с приложением № 8 к настоящему Порядку.
87. В каждом подразделе плана гражданской обороны федерального органа исполнительной власти кроме общих сведений в части, касающейся федерального органа исполнительной власти и находящихся в его ведении (подведомственных им) федеральных служб или федеральных агентств, территориальных органов и организаций, отражаются сведения, в части касающейся центрального аппарата федерального органа исполнительной власти.
88. Для каждого территориального органа федерального органа исполнительной власти разрабатывается свой план гражданской обороны по аналогии с планом гражданской обороны федерального органа исполнительной власти.
89. В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
90. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:
а) краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
91. В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и на ближайшей периферии от нее;
г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
е) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время (состав, готовность и предназначение).
92. В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
в) потери от вторичных факторов поражения;
г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
93. Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация защиты персонала и членов семей;
в) организация управления, связи и оповещения;
г) организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) организация и проведение АСДНР;
е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
94. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13.
95. Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:
а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:
порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;
порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;
организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:
порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;
организация защиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;
в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.
96. В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;
б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
д) организация связи.
97. В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
в) мероприятия по противопожарной защите;
г) другие мероприятия.
98. В подразделе, касающемся организации и проведении АСДНР, указываются следующие сведения:
а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
99. В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка.
100. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
101. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;
в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
г) организация укрытия персонала.
102. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) восстановление управления, связи и оповещения;
б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;
е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при внезапном нападении противника;
ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
103. К планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающим работу в военное время, прилагаются следующие приложения:
а) основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года;
б) возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
г) план мероприятий по защите работников и организации АСДНР;
д) расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года;
е) план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны;
ж) план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей;
з) план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
и) состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
л) схемы управления, связи и оповещения.
104. Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года, рабатываются в соответствии с приложением № 9 к настоящему Порядку.
105. Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с пояснительной запиской.
На плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
В пояснительной записке на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников и населения, попадающих в них;
б) общая площадь заражения радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;
в) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
г) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери персонала;
д) общая площадь пожаров;
е) характеристика зоны возможного катастрофического затопления (площадь и численность персонала, попадающего в них).
106. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
107. План мероприятий по защите работников и организации АСДНР, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
108. Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатывается в соответствии с приложением № 10 к настоящему Порядку.
109. План наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
110. План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей, разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планам эвакуации работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, изложенными в пункте 83 настоящего Порядка, при этом организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:
а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
б) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
г) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
111. План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 11 к настоящему Порядку.
112. Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
113. Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
114. План гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, структурные подразделения и объекты которой территориально размещены на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, разрабатывается по аналогии с планом гражданской обороны федерального органа исполнительной власти.
При этом в каждом разделе плана гражданской обороны такой организации кроме общих сведений об организации и её структурных подразделениях и объектах, размещенных на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, отражаются сведения в части, касающейся защиты от опасностей работников данной организации, работающих в головном (центральном) офисе (подразделении) данной организации. В структурные подразделения данной организации, не являющиеся юридическими лицами, направляются для хранения и организации мероприятий соответствующие выписки из плана гражданской обороны.
115. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к настоящему Порядку.
116. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
117. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления соответствующего федерального органа исполнительной власти (организации).
118. Планы гражданской обороны согласовываются:
а) федерального органа исполнительной власти – с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России;
б) территориального органа федерального органа исполнительной власти – с соответствующим главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
в) организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, – с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
г) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с соответствующим органом местного самоуправления.
119. План гражданской обороны подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (организации).
120. План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти) утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти), план гражданской обороны организации утверждается руководителем организации.
121. План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, территориального органа федерального органа исполнительной власти и организации ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (организации) по решению соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти (организации) или по решению МЧС России.
V. Обеспечение разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)
122. Временные показатели для планирования выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях представлены в приложении № 13 к настоящему Порядку.
123. В целях обеспечения разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется сбор информации и обмен ею в соответствии с регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны согласно приложению № 14 к настоящему Порядку в соответствии с рекомендациями МЧС России.
________________________________________
1 Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 7, ст. 799; 2002, № 41, ст. 3970; 2004, № 25, ст. 2482; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 26, ст. 3076; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4192; 2010, № 52 (ч. 1), ст. 6992.
2 Собрание законодательства Российской Федерации 2007, № 49, ст. 6165.
3 Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814; 2008, № 43, ст. 4921; 2008, № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697; 2009, № 51, ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301; 2010, № 20, ст. 2435; 2010, № 51 (3 ч.), ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193; 2011, № 1, ст. 194; 2011, № 2, ст. 267; 2011, № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 243; 2012, № 6, ст. 643.
• Приложение №1 "Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне"
• Приложение №3 "План наращивания инженерной защиты федерального органа исполнительной власти (организации) при приведении в готовность гражданской обороны"
• Приложение №4 "Состав сил и средств гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (организации)"
• Приложение №5 "Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти (организации) по состоянию на 1 января текущего года"
• Приложение №6 "Расчет укрытия работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника по состоянию на 1 января текущего года"
• Приложение №7 "Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (организации)" (34 кБайт)
• Приложение №9 "Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года"
• Приложение №10 "Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года"
• Приложение №11 "План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время"
• Приложение №12 "Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время"
Адрес страницы, где можете скачать приложения: www.mchs.gov.ru/document/235446